На ПМЭФ 2023 обсудили, как театры влияют на престижность городов и нужны ли рядом с ними рестораны
Сессия «Развитие городского пространства: национальный театр как экономическая модель» состоялась 16 июня 2023 года в рамках деловой программы XXVI Петербургского международного экономического форума.
Модератор дискуссии, директор Национального драматического театра России (Александринского театра) Сергей Емельянов начал выступление с заявления, что первые театры страны сейчас демонстрируют невероятные цифры:
– В зал невозможно попасть, абсолютно все спектакли, и премьерные, и те, которые давно в репертуаре, востребованы на 100%. Все места проданы всегда. Такая тенденция есть во многих театрах России.
Специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой на это отметил, что развитие культуры не всегда соответствует экономической ситуации в стране, в напряженное время зритель чаще смотрит комедии, а в мирное – хорроры и триллеры. Тем не менее, театр, по его словам, остается хорошим индикатором социальной жизни.
По мнению эксперта, в театральной сфере нет новых экономических моделей, а все уже известные - традиционны. Так, во всем мире, что на Бродвее, что в Национальном центре исполнительских искусств Пекина, что в России, как только появляется театр, то вокруг него сразу же выстраивается комплекс различных услуг, включая туристические и ресторанные.
– Когда шла застройка в Филях, в рекламе недвижимости было написано – «в шаговой доступности от Московского театра мюзикла». Для инвестора наличие парка, театра, музея – показатель благополучия района. В этом смысле национальным театрам сложнее – вокруг них все застроено. Но как только экономическая ситуация становится турбулентной, то даже вокруг них все рестораны становятся лучше, – сказал он.
По словам спикера, национальные театры – это не то место, где формировались экономические модели, а то, где формировалась нация. По этой причине их миссию надо отделять от экономики.
Директор Национального академического театра им. Габриэла Сундукяна Вардан Мкртчян обратил внимание на статусы театров. Так, если театр называется «государственным» или «национальным», то, как правило, у него есть стабильная финансовая поддержка и доступ к инфраструктуре. Тем не менее, у руководителя такого театра недостаточно свободы.
– Возникает вопрос, каково содержание госзаказа в 21 веке? Соответствует ли он бюрократической архитектуре, в которой мы живем? Можно ли в такой ситуации мечтать о каких-либо экономических моделях? – задал вопрос спикер.
По мнению эксперта, если государство хочет иметь экономически сильный национальный театр, то оно должно пересмотреть свои подходы. Так, важно разбираться в вопросах брендинга, именовать театр ярче, без постоянных приставок «национальный» и «государственный», а также предусматривать более широкий репертуар.
Вардан Мкртчян отметил, что занял должность директора театра в 2017 году. За 6 лет работы общее количество сотрудников у него сократилось на 20%, а объем дотаций от государства - на 15%. Тем не менее, доходы театра выросли на 110%.
Проректор Санкт-Петербургского государственного университета Анастасия Ярмыш рассказала о подготовке театральных руководителей нового формата.
– Театральный менеджер должен понимать природу того, с чем работает, понимать природу исполнительского мастерства, спектакля, историю, всего того, что составляет ценность. Но в то же время он должен улавливать экономику, – заявила она.
Она заявила, что в театр зачастую ходят не только ради спектакля, но и для дискуссий, мастер-классов и презентаций. Менеджер, по ее мнению, должен думать не столько о продаже билетов, сколько о новых партнерствах и междисциплинарных проектах, чтобы привлекать людей.
Генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов отметил, что креативные индустрии напрямую влияет на качество жизни, а культура и экономика связаны, и эту связь нельзя игнорировать.
– Там, где развиваются креативные индустрии, качество жизни становится выше, прекращается отток населения, – сказал он.
При этом, говоря непосредственно про театры, эксперт отметил, что они могут быть убыточны. Поэтому важно оценивать не один показатель дохода, а все деловые качества руководителей, чтобы понимать, что было сделано на посту.
Павел Соломатин, InterMedia