На ПМЭФ обсудили спонсорство и меценатство, частные и государственные инвестиции в креативную индустрию
Сессия «Фокус на креатив: новые источники инвестиций в творческие индустрии» состоялась 17 июня 2023 года в рамках деловой программы XXVI Петербургского международного экономического форума. Модератором дискуссии выступила руководитель практики стратегического и операционного консалтинга компании Kept Елена Лазько.
Генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ) Роман Карманов рассказал, что для поддержки предпринимательства через фонд с 2021 года было выделено около 15,5 млрд рублей. В 2024 и 2025 годах сумма вырастет до 10,5 млрд рублей в год на проекты в области культуры, искусства и творческих (креативных) индустрий.
– Фонд дало мощный импульс, в том числе – инфраструктурным проектам. Например, появилась Биржа актеров. Она носит некоммерческий характер, но люди из разных регионов, из разных театров страны смогли с ее помощью искать и получать работу. Появился также сервис «Киноконструктор», в котором представители отрасли могут собираться в команды, – рассказал он.
По мнению Романа Карманова, деятельность ПФКИ – это в первую очередь инвестиция в регионы.
Генеральный директор «Агентства креативных индустрий» Гюльнара Агамова (на фото) отметила, что задача ее организации – заниматься тем, чтобы бизнес мог зарабатывать, и основной KPI при этом – то, какой объем налогов вернется в город, если поддерживаемые компании вырастут и будут работать "вбелую".
– Для нас обеление отрасли очень важно – чтобы предприниматели начали как минимум становиться самозанятыми и платить налоги. У нас есть разные меры поддержки – начиная от продвижения и популяризации, заканчивая грантами и субсидиями, но наши меры поддержки очень точечные, – отметила она.
В качестве примера эксперт назвала Московскую неделю моды. Мероприятие представляет собой показ мод, но фактически одна из его ключевых задач - открывать новые имена и предоставлять свою площадку новым дизайнерам.
Генеральный директор «Российской государственной библиотеки» Вадим Дуда рассказал об инвестиционных проектах своей организации.
– Инвесторы всегда хотят получать много выгоды, имея мало рисков. Выгода при этом может быть трех типов. Первый тип – экономический, когда мы можем посчитать чистую операционную прибыль от вложений. Второй тип – когда инвестор получает пиар и расширение своих коммуникационных возможностей, что повышает его собственную стоимость. Третий тип выгоды – когда инвестор хочет вписать свое имя в вечность. Что касается рисков, то в креативных индустриях самый большой риск всегда заключается в том, что бизнес обычно крутится вокруг одного главного человека, его мозгов и идей. И инвесторам важно снижать зависимость инвестицийот таких уникальных людей, – заявил он.
Эксперт также отметил, что инвесторы очень внимательно смотрят на стадию жизненного цикла проекта. Мало кто хочет инвестировать, когда есть команда и идея, но еще нет проекта. Для привлечения средств, по его мнению, нужна специальная отраслевая статистика, которой сейчас в творческих (креативных) индустриях не хватает. Кроме того, Вадим Дуда отметил, что многие представители творческих (креативных) индустрий вообще не умеют говорить с инвесторами и объяснять, зачем нужны их проекты.
Генеральный директор фонда «Газпром культурные инициативы» Вадим Навоенко отметил, что его фонд реализовал много социальных проектов по всей стране.
– Как регулировать то, что не поддается логике, и как контролировать то, что от контроля зачастую умирает? – сформулировал он проблему инвестиций в креативные индустрии.
Спикер рассказал про ряд проектов в сфере культуры и искусства, которые организовал его фонд, в частности – о Санкт-Петербургской ярмарке искусств «1703», а также новых культурно-досуговых пространствах и Академии искусств. Для поддержки творческих (креативных) индустрий, по его мнению, важно сконцентрироваться на обучении новых менеджеров, чтобы те лучше понимали, о чем им говорят творческие деятели.
Генеральный директор Sk Capital Владимир Сакович рассказал, где взять миллиард долларов. По его словам, у бизнеса накапливается много ликвидности – раньше она уезжала за рубеж, а теперь остается в стране и часто вкладывается в творческие (креативные) индустрии. По этой причине в стране сейчас нет проблем с деньгами на интересные проекты.
– Плохая новость – российские креативные индустрии пока что выглядят не настолько привлекательными, чтобы хотелось вложить в них миллиард долларов. У нас маленький рынок, Россия – это 1–1,5% от всего мира. Инвестиции не окупаются, если рассчитаны только на локальный рынок. Вторая проблема – у нас нет консолидации. У нас есть много мелких идей, но нет никого, кто был бы готов качественно принять миллиард долларов, – заявил он.
По его мнению, сейчас важно консолидировать креативные бренды в холдинговые структуры. В том числе это поможет диверсифицировать риски инвесторов.
Основатель Центра современного искусства «Винзавод», член Общественной палаты г. Москвы Софья Троценко напомнила присутствующим, что в основе творческих (креативных) индустрий лежит творческая деятельность. По этой причине какие-либо бизнес-процессы в этой сфере плохо поддаются планированию.
– Креативные индустрии невозможно объединить единой формой поддержки, потому что в каждой из них по-разному организованы все процессы. В большинстве индустрий сформированы специализированные форматы поддержки, – отметила она.
Хотя многие виды деятельности можно условно объединить, назвав «креативными индустриями», их все же необходимо разделять. Это дает возможность лучше понимать каждый из рынков и лучше его поддерживать.
Заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Елена Шумакова отметила, что главная задача сейчас – создать правильную среду для развития.
– Если есть креативная среда, то появится и индустрия. Тогда мы перейдем от практики поддержки единичных проектов к работе с экосистемой, – заявила она.
Она напомнила, что раньше в регионе выдавали гранты для детских анимационных студий, а в 2023 году одна из таких студий сделала ролик-заставку для Петербургского международного экономического форума и реализует проект «ПМЭФ глазами детей». Государственная поддержка привела к тому, что в регионе сейчас работают 14,5 тыс. малых предпринимателей, занятых в творческой (креативной) деятельности.
Павел Соломатин, InterMedia