Устойчивость культуры к сложным мировым событиям обсудили на ПМЭФ
Сессия «Культурный импульс: устойчивость индустрии событий» состоялась 17 июня 2023 года в рамках деловой программы XXVI Петербургского международного экономического форума. Модератором дискуссии выступил генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов.
Генеральный директор музея «Эрмитаж» Михаил Пиотровский сразу же отметил, что пандемия создала исключительные условия, которые подготовили индустрию к последующим вызовам. В первую очередь «Эрмитаж» тогда сумел организовать посещения так, чтобы не было очередей.
– Мы с ужасом ждем, когда вернутся туристы. Но мы уже придумали, как будем оставлять место для нормальных людей, которые ходят в «Эрмитаж» не для галочки, не по экскурсионной программе, а чтобы посмотреть вещи, которые им нравятся, – прокомментировал он.
По мнению Михаила Пиотровского, очень важно уметь воспитывать аудиторию, а не только идти за ее потребностями. Так, посетителям надо открывать мир – в частности, треть лучших музеев мира находятся совсем не в Европе и не в Америке, и с ними вполне возможно налаживать контакты.
Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре Денис Майданов отметил, что как артист он в определенный момент уперся в потолок, и именно это побудило его пойти в Думу, решать индустриальные вопросы. Он также отметил, что некоторые артисты в последнее время перепутали творческую трибуну и политическую, и, если у них есть активная политическая позиция, то им стоит идти напрямую в политику, чтобы эту позицию доносить.
– Важно, чтобы то, что нужно для страны, вовремя звучало в медийном пространстве. Мы столкнулись с изломом в культурном слое. Люди, признанные иностранными агентами, остались сейчас без всего – без профессии, аудитории, уважения и заработка. Они не испытывают раскаяния за свои действия, а просто хотят вернуть себе деньги, – заявил он.
По его мнению, любые крупные исторические события всегда запускали новую культурную волну. Сейчас такая волна идет – и у всех творцов, оставшихся в стране, имеется огромная армия поклонников.
Президент группы компаний NCA Михаил Шурыгин заявил, что самое важное сейчас – думать о том, как замещать потери, сохранять и возрождать свой культурный код.
– То, что люди покинули страну, – это проблема правительства. Каждый творческий человек – это особенная культура. Если не дать ему понимания того, чем сейчас дышит Родина, он может ошибиться, – прокомментировал спикер.
Однако самой актуальной задачей он называл воспитание музыкальных вкусов, поскольку, по его мнению, среди популярных музыкальных исполнителей почти все – либо зарубежные, которые в Россию не едут, либо российские рэперы, поющие о наркотиках и других подобных ценностях.
Кинорежиссер и генеральный директор творческо-производственного объединения «РОК» Алексей Учитель рассказал про международный кинофестиваль «Послание к человеку». В прошлом году его организаторы столкнулись с значительными сложностями, когда на зарубежных продюсеров оказывалось давление и они были вынуждены отказываться от участия.
– Благодаря постоянным связям нам удалось собрать фильмы на отбор из 60 стран. В конкурсе в результате участвовали 39 стран. Были у нас и члены жюри из недружественных стран. Никто не выкрикивал лозунги, все мы на фестивале пытались заниматься кино, – рассказал он.
По мнению Алексея Учителя, сейчас негативные настроения в адрес России пошли на спад, поэтому международные контакты надо продолжать поддерживать.
Дирижер Санкт-Петербургского государственного музыкального театра им. Ф.М. Шаляпина Фабио Мастранджело напомнил присутствующим, что жители блокадного Ленинграда исполняли музыку "недружественных" Брамса, Моцарта и Бетховена. По этой причине идею отмены культуры он счет глупостью, а попытки такой отмены – показателем низкой культуры современных стран Европы и США. Он также рассказал, что не смог в прошлом году приехать на родину в Италию, потому что журналисты собирались задавать ему только провокационные политические вопросы.
Представитель всероссийского фестиваля «Душа баяна», заместитель председателя комитета по культуре, спорту и молодежной политике Самарской губернской Думы Сергей Войтенко напомнил присутствующим, что важно держаться корней и возвращаться к народной культуре.
– Когда мы бываем в регионах, к нам подходят разные люди со слезами на глазах и говорят «Спасибо, что вы про нас вспомнили!» Народная культура живет в нас, – уверен он.
Спикер отметил, что в последние годы наблюдает рост интереса к народной культуре и игре на баяне в частности.
Пианист, композитор, руководитель коллектива «Фонограф» Сергей Жилин отметил, что не прибегал к государственной или спонсорской поддержке. С начала пандемии у коллектива начались переносы концертов, повысилась стоимость аренды залов и упала их заполняемость. Меры, направленные на поддержку и ограничение распространения пандемии, плохо сказывались на работе музыкантов.
Вместе с тем он отметил и новый интересный тренд - отечественные музыкальные коллективы все реже исполняют песни на английском языке в тех случаях, когда это можно сделать на русском. Например, «Фонограф» на последнем концерте исполнил всего 2 песни из 21 на английском языке, что в какой-то мере необычно для джаза.
Павел Соломатин, InterMedia