На Российской креативной неделе обсудили, как поддерживать креативные индустрии на законодательном уровне
Панельная дискуссия «О подходах к закреплению института творческих (креативных) индустрий в законодательстве России» состоялась 3 июля 2023 года в рамках деловой программы Российской креативной недели, проходящей на территории кластера «Ломоносов» Московского государственного университета.
Модераторами дискуссии выступили первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике Денис Кравченко и заместитель директора Роскульцентра по проектной деятельности Анна Афанасьева.
Начальник управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков заявил, что настоящее время открыло множество новых возможностей для креативных индустрий. По этой причине обострилась и потребность в более понятном законодательстве.
– В отличие от государственных учреждений культуры, у которых нет необходимости выживать самостоятельно, креативные индустрии – это бизнес. Государственные инициативы важны, но главное – создание условий для развития, – высказался Сергей Новиков.
Денис Кравченко напомнил присутствующим, что вклад креативных индустрий в ВВП России сейчас составляет около 2%, тогда как в развитых странах его доля доходит до 9%.
Президент АНО «Креативная экономика» и директор форума «Российская креативная неделя» Марина Абрамова (на фото) отметила, что у государства и бизнеса разные подходы и разные интересы. Кроме того, пока не удалось прийти к совместному мнению, как оценивать развитие креативных индустрий и делать какую-то аналитику.
Заместитель министра экономического развития РФ Максим Колесников отметил, что зачастую креативные индустрии – это малый и средний бизнес, у которого уже есть свои меры поддержки, поэтому при разработке законопроекта важно понять, чего в этих мерах не хватает.
Научный руководитель Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ, директор центра Креативной экономики Факультета городского и регионального развития Татьяна Абанкина отметила, что регулировать надо именно креативные индустрии, а не только креативное предпринимательство, которое является частью этих индустрий.
– Креативная экономика – это гуманитарная экономика, она связана не только с производством товаров и услуг, но и с производством смыслов, ценностей, созданием российских брендов, продвижением российских произведений культуры. Гуманитарная составляющая очень важна. Это не отрасль, а совокупность отраслей, которые чрезвычайно разнообразны, – отметила она.
По ее мнению, законопроект должен распределить полномочия между федеральной, региональной и местной властью, а также подключить общественные союзы.
Заместитель председателя Московской городской Думы Степан Орлов отметил, что креативная экономика – это драйвер для развития национальной экономики, имеющий особое значение для мегаполисов.
– Сам процесс производства и реализации креативного продукта становится точкой притяжения для туристов и горожан. Мы получаем двойной экономический эффект, – отметил он.
По его мнению, самое плохое в текущей ситуации – это отсутствие закона. Закон, по словам спикера, нужно принимать в первом же чтении, а потом работать над поправками. При этом он выделил ряд проблем. В частности, при разработке законопроекта нельзя забывать про товаропроводящую сеть – кинотеатры, театры, галереи – без которых невозможна монетизация креативного продукта. Кроме того, многие авторы сейчас забывают регистрировать свои авторские права – законопроект должен подталкивать их к этому.
Генеральный директор креативной лаборатории «Территория дизайна», член экспертного совета Центра современного искусства «Винзавод» Майя Свистухина отметила, что законопроект должен работать на креативные индустрии, а не только на креативное предпринимательство. Так, само предпринимательство, по ее словам, уже определено и в достаточной степени зарегулировано и поддержано.
– Такие термины как «креативный», «креативная экономика», «креативные индустрии», «креативный кластер» и многие другие, за 20 лет уже стали понятны, но все еще не нашли отражения в законодательстве, – отметила она. – Все отрасли разные, но закон должен стать универсальным, должен подходить всем индустриям. Особенности индустрий должны найти отражения в отраслевых законах.
Она указала на отличия, имеющиеся сейчас в региональном законодательстве. Так, в законе Новгородской области к креативным индустриям относятся гастрономия и новаторская деятельность в области культуры и спорта. В законе Ханты-Мансийского автономного округа есть только новаторская деятельность в области культуры, а в законе Самарской области – нет ни того, ни другого. Закон должен закрепить основные направления, чтобы потом на каждом одинаково работала господдержка.
Основатель Центра современного искусства «Винзавод» Софья Троценко рассказала, что креативные кластеры – это один из самых сложных способов поддержки креативных индустрий на текущий момент. Но он же является и самым эффективным.
– Там, где не происходит ничего, но есть креативный кластер, – это место становится инкубатором для развития активных людей и творческих идей, которые, благодаря горизонтальным связям создают креативный продукт, – отметила она.
Руководитель юридической службы Ассоциации коммуникационных агентств России Елена Хавандеева указала, что при разработке законопроекта особенно важно избегать двусмысленных дефиниций. Кроме того, учитывая текущую экономическую и политическую ситуацию, необходимо формулировать нормы так, чтобы не увеличивать нагрузку на федеральный бюджет.
Управляющий партнер Института развития городов «Полис» Илья Токарев еще раз сакцентировал внимание на том, что в законе важно зафиксировать понятие «креативная экономика» и определить меры поддержки для регионов.
Заместитель генерального директора по цифровому контенту издательства АСТ Максим Лозовский указал на то, что в законопроекте необходима унификация. По его мнению, сейчас государство уделяет ИТ-рынку больше внимания, чем остальным.
Екатерина Калиничева, представляющая НФМИ, отметила необходимость создания специализированных или межведомственных организаций для регулирования креативных индустрий.
Основатель и генеральный директор Fashion Hub Russia Георгий Ростовщиков сказал, что рынок моды пока не регулируется ни одним ведомством. При этом он включает в себя практически все креативные индустрии, а потому нуждается в особых мерах поддержки.
Президент Союза дизайнеров России Виталий Ставицкий также пожаловался на отсутствие профильного министерства. Кроме того, по его словам, для индустрии дизайна просто необходимы институты развития.
Директор центра творческих индустрий «Фабрика» Ася Филиппова отметила, что многие креативные кластеры в регионах испытывают проблемы, потому что власти не решаются их поддерживать, поскольку не понимают, можно ли это делать.
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов в завершении дискуссии заявил, что льготы не должны даваться крупным игрокам рынка. Кроме того, необходимо скорректировать Федеральный закон 44-ФЗ, касающийся госзаказа, чтобы различные отраслевые союзы, занимающиеся креативными индустриями, тоже могли получать подряды.
Павел Соломатин, InterMedia