Илья Золкин

Михаил Горевой: «Во всем, что со мной происходит, виновата Инна Чурикова»

О СТИВЕНЕ СПИЛБЕРГЕ

— Лично мне он не звонил. Но когда тебе сообщают, что Спилберг тебя выбрал из 500 человек, это льстит. Эту цифру мне при знакомстве назвал сам режиссер. Ну конечно, это не первая моя работа в Голливуде, я уже попривык к подобным предложениям. У меня десятка три импортных работ есть. Причем полновесные, с большими артистами, режиссерами хорошими. Например, фильм про Джеймса Бонда «Умри, но не сейчас». Спилберг — большой ребенок. С одной стороны, он абсолютно наивен, с другой — невероятно талантлив. От него, как от батареи зимой, прет теплом. Спилберг — планетарного размаха личность. Он рулит сознанием планеты, его фильмы смотрит весь мир. После того как я стал работать в его картинах, мой зал расширился до миллиардов. Это осознание меня накрыло в какой-то момент. И Спилберг этим управляет.

О ЧЛЕНСТВЕ В БРИТАНСКОЙ ГИЛЬДИИ АКТЕРОВ

— Это членство случилось у меня на халяву, случайно. Когда меня утвердили на роль в фильм про Джеймса Бонда, английские артисты как раз устроили забастовку, требуя такого же к себе отношения, как у американцев. Требовали, если точнее, процент с продаж. А «Джеймс Бонд» уже тогда был в работе. Съемочный процесс невозможно было остановить. И продакшн фильма сказал: «Ладно, всё. Вот этих, которые снимаются здесь, мы берем в профсоюз и заплатим им роялти». И мне до сих пор платят эти маленькие процентики с проката картины. Правда, сейчас уже нет, конечно. Потому что, сами понимаете, сейчас всё закрыто. Но до недавнего времени деньги капали, это так приятно: самооценка повышается.

О РОЛИ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ УИНСТОНА ЧЕРЧИЛЛЯ В СПЕКТАКЛЕ ГЛЕБА ПАНФИЛОВА «АУДИЕНЦИЯ»

— Ровно 10 лет назад моему другу Диме Певцову исполнилось 50 лет. Он позвал меня на юбилей. Там я и познакомился с Глебом Анатольевичем Панфиловым и с Инной Михайловной Чуриковой. Режиссер меня тогда похвалил и сказал: «Вы очень неплохо работаете в кино». А я же наглый. Говорю: «Глеб Анатольевич, вы еще не представляете, какой я в театре офигенный. Гораздо лучше, чем в кино. Вы попробуйте. За уши не оттянешь». Он посмеялся и пообещал подумать. Вскоре вызывает меня и предлагает роль: «Как ты думаешь, кого из премьер-министров предлагаю?» — «Ну точно не Маргарет Тэтчер и не Черчилля». Оказалось, именно Черчилля. Моему герою — 82, а королеве на тот момент — 26. А в жизни мне 52, Инне Михайловне под 70. Сначала у нас были читки, потом артисты, что называется, «встали на ноги». А после начались репетиции, из которых уже кое-что становится понятно. В спектакле есть сцена, когда королева выбегает навстречу Черчиллю. И, ребята, милые мои, я в своей профессии много чего знаю и умею, но когда ко мне выбежала двадцатишестилетняя Чурикова… Я не мог поверить своим глазам.

ОБ ИННЕ ЧУРИКОВОЙ

- Инна Михайловна Чурикова — это святое. Вы представляете, сколько поколений наших людей она воспитала? Когда-то я ей признался, что во всем, что со мной происходит, виновата она. И Инна Михайловна такая наивная, как ребенок, абсолютная ромашка полевая, говорит: «Мишенька, что же случилось?» Когда мне было 14 лет, в Ленком я попадал через крышу, через канализационные люки. Всё ради того, чтобы посмотреть спектакль «Тиль» с ее участием. Я видел его 14 раз. Это она заразила меня этой профессией. За то, что стал артистом, благодарен Инне Чуриковой. Я счастлив, что сказал ей это. Говорить «спасибо» людям надо, пока они живы. Мы всегда с ней шутили. Инна Чурикова была как светлячок, от нее свет исходил. Есть такие люди. Вот Спилберг такой же, Владимир Ильин, Виктор Добронравов. Да-да, не удивляйтесь. Это люди — из ниоткуда, из будущего. Через них на наши головы льется духовный свет. Через них с нами Бог разговаривает.

О НОВЫХ ПРОЕКТАХ В ГОЛЛИВУДЕ

— Не зовут. Когда была пандемия, мои уважаемые коллеги сидели без работы, запертые в квартирах, а у меня была какая-то напасть. Меня французы полюбили. Снялся в сериале и в полном метре. Сейчас уже и их нет. Зато в Китае у Джеки Чана поработал. Надеюсь, в Китай будут звать.

О ВЫБОРЕ ПРОЕКТОВ

— Я уже дошел до такого состояния в своей профессии, что ощущаю себя ремесленником. Когда-то очень давно мой коллега, учитель и партнер Армен Борисович Джигарханян, настоящий народный артист Советского Союза, говорил мне: «Сына, я ремесленник. Вообще хочу, как дед мой сапожник, ремеслом своим лучше всех владеть. Он у меня такие сапоги делал, что сносу им не было». Эти его слова никогда не выходили из моей головы. Почему вдруг потрясающий Джигарханян говорил про сапоги? И только сейчас, когда я достиг его возраста, понимаю: у меня в руках не просто профессия — ремесло, в котором я разбираюсь. Оно кормит меня и мою многочисленную семью. И теперь в предлагаемом мне материале прежде всего интересует «мясо» роли и «навар», который с него получится. Я спросил своих студентов: если вам предложить роль, деньги и славу, как вы расставите приоритеты? По-разному, у кого деньги, у кого слава, некоторые выбрали роль. Меня же прежде всего интересуют роль и возможность воздействовать ею на души зрителей.

О СЕРИАЛЕ «МАКС И ГУСЬ»

— Мой товарищ молодой артист Никита Кологривый предложил мне сняться в этом сериале. Я с вниманием слежу за Никитой в театре и в кино. Это артист милостью Божией. Он называет меня «дядя Миша». Так еще обращались к дяде Леве Дурову, дяде Володе Самойлову. Быть дядей Мишей для меня круче любых народных, международных, разнородных. «Макс и Гусь» — молодежная история. Я ее даже особо и не читал, потому что категорически доверяю Никитке.

О МАТЕ В КИНО

— Мне посчастливилось расширить кругозор, работая в различных, в том числе «импортных», кинокомпаниях. Меня расстраивают ханжи. Когда я вижу таких чудаков, мне хочется погладить их по голове, дать шоколадку и отправить домой смотреть «Спокойной ночи, малыши!». Понимаете, можно, конечно, с этим биться, только проиграешь. Потому что запретить мат — всё равно что запретить северный ветер. Вы наверняка знаете, что светоч русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин писал хулиганские стихи. Как употребляли ненормативную лексику Чехов, Бунин! А мне тут говорят: мы здесь играем, здесь не играем, здесь рыбу заворачиваем. Кончайте, что вы из себя незабудок строите? Если хотите, я на вашей клумбе незабудок — мухомор. Но и он в мелких дозах бывает полезен.

О РОК-Н-РОЛЛЕ

— Это забавно, мы даже это обсуждали с дружком моим Игорем Ивановичем Сукачевым. Говорили, что рок-н-ролльщик должен жить ярко и умереть молодым. Но мы с Сукачевым решили — не будем умирать молодыми. И тогда я подумал, что когда буду стареньким, стану преподавать. Это было 20 лет назад.

О ПЕДАГОГИКЕ

— Я думаю, что педагогика — высочайшая точка человеческого развития. Учителя — это гуру, главные люди в жизни любого человека. Моего учителя по Школе-студии МХАТ — Владимира Николаевича Богомолова — я вспоминаю каждый день, его знания во мне. А теперь я отдаю их многочисленным детям. Если один-два человека начнут тоже преподавать, знания по цепочке будут переданы новому поколению актеров. В этом есть некий шкурный интерес.

ПРО АМПЛУА

— Амплуа? Это всё ярлыки. Андрей Миронов очень сильно переживал, страдал, что его всё время используют как легкого, водевильного персонажа. Но он везде грандиозно работал в этих ролях. А ведь он был глубоко трагический артист, вспомните фильм Германа «Мой друг Иван Лапшин». От его игры прям оторопь берет. Мне очень нравится играть злодеев. А посмотрите на Джека Николсона! Что бы он ни играл, всё время получается обаятельный мерзавец. Аль Пачино тоже везде играет одну и ту же роль. Ну и чего мне бегать от амплуа? Злодей всегда интереснее, чем положительный герой. Роль всегда более мясная, насыщенная. От злодея можно гораздо больше кайфа хватануть. Тем более меня зовут именно на эти роли режиссеры наши и импортные, те же Стивен Спилберг, Ренни Харлин. Значит, меня котируют как специалиста, умеющего делать такую работу. Вы же не пойдете к зубному врачу без опыта. Так и в нашей профессии.

(Зоя Игумнова, «Известия», 20.07.23)

Последние новости