Рецензия: документальный фильм «Михаил Горшенёв. Легенда о Короле и Шуте. Часть 2»
Оценка: 9 из 10.
Вторая часть документального фильма «Михаил Горшенёв. Легенда о Короле и Шуте» (2023, режиссёр Дарья Иванкова) вышла в онлайн-кинотеатре Okko.
В 95% рок-биографий самое интересное происходит на заре карьеры: творческий поиск, безумства, хиты, успех, горение… Как правило, потом люди успокаиваются, и их творческая жизнь превращается не то чтобы в рутину, но переходит в более спокойное и предсказуемое русло. Вполне допускаю, что это произошло бы и с «Королём и шутом». Если бы не Горшок. Режиссёр Дарья Иванкова выделила период с 2003 по 2013 год в отдельную часть документалки, которая благодаря главному герою, который всё это десятилетие боролся с демонами и проиграл им. Контраст между Михаилом Горшенёвым и остальными участниками «КиШ» виден в каждом кадре – не только в тех, где взрослые музыканты вспоминают и анализируют Мишу, но и в архивных съёмках нулевых. Понимаете, да? Там все уже 30-летние семейные дядьки, которые делают свою работу, и только Горшок будто пытается поточнее проиллюстрировать слова друзей «он был большим ребёнком». В последних прижизненных кадрах – седым, но всё равно ребёнком. Хотя, конечно, с точки зрения социума он выглядел либо постоянно «угашенным», либо больным, либо просто придурочным.
В 2003 году «Король и шут» в зените славы, но Михаил Горшенёв – в кризисе: творческом и человеческом. Женитьба на Ольге его на какое-то время вытащила и вернула ему интерес к жизни. Но затем опять начались сомнения и злоупотребления. В ленте очень ёмко показан нашумевший конфликт с «Нашим радио», которое отказалось ставить тяжёлую песню «Мёртвый анархист», взамен предложив ротацию более форматного «Медведя». Но музыканты полезли в бутылку и запретили радиостанции крутить любые свои песни. С точки зрения менеджмента это был выстрел себе в ногу: аудитория группы уменьшилась, да и у Горшка с Князем наметились разногласия – опять-таки по поводу тяжести звучания. В итоге они разошлись делать сольные альбомы, а после воссоединения приняли ещё одно странное решение: отстранили остальных музыкантов от вмешательства в творческие вопросы (и лишились несогласного с этой идеей Александра Балунова).
После этого всё вроде пошло по накатанной, что не устраивало Горшка. Он протестовал по-своему, срывая концерты или выходя на них в невменяемом состоянии, пока не придумал для себя новый вызов – зонг-оперу «TODD». Дальше зрителю представит самому ответить на вопрос, добил ли этот проект Михаила или наоборот подарил ему ещё пару лет. Как бы то ни было, из-за мюзикла группу покинул Князь, а вживание Горшка в образ демонического парикмахера Суини Тодда выглядит пугающе даже на архивных кадрах.
Музыканты «КиШ» неожиданно затронули тему баритона Михаила и рассказали, что он стеснялся своего «магомаевского вокала» и старался петь как-то иначе. Это, кстати, было одним из фактором его конфликта с отцом, который советовал Мише «петь нормально». Отец Юрий Михайлович скончался на сороковой день после смерти старшего сына. Тема последних дней Горшка решена в фильме деликатно, но подробно.
Алексей Мажаев, InterMedia