Рецензия на фильм «1993»: История с большой буквы И
Оценка: 6 из 10
Драматический фильм «1993» выходит в российский прокат 28 сентября 2023 года. Режиссёр: Александр Велединский. В ролях: Евгений Цыганов, Екатерина Вилкова, Александр Робак, Максим Лагашкин, Григорий Верник и другие.
Если вы ещё не знаете, как отпраздновать 30-летие «Октябрьского путча», то лучшим вариантом будет поход в кино на новый фильм Александра Велединского «1993». Причём, идти можно даже всей семьёй: дети девяностых наконец поймут, как именно боролись за их светлое будущее мама с папой, а свидетели тех событий, возможно, впервые осознают, что именно произошло в октябре 1993-го. А возможно, никто ничего для себя нового и не откроет: слишком уж зачастили в последнее время наши кинематографисты «осмыслять» лихие девяностые, и громоздкое, комплексное кино Велединского на их фоне – далеко не самый яркий представитель.
Это история обычной рабочей семьи, которая вместе со всей страной, учится приспосабливаться к новым реалиям. Виктор (Евгений Цыганов), в прошлом доцент и одарённый хорист, теперь вынужден ползать, как черепашка-ниндзя, по московским канализациям и чинить водопроводы. Его жена Лена (Екатерина Вилкова) мечтает открыть свой бизнес. Какой именно, она не знает, её прельщает сама идея. В этом плане Лена разделяет политические амбиции Ельцина, взявшего курс на частную собственность в ещё недавно коммунистической стране. Виктор в 1991-м сам был за Ельцина, но теперь он засомневался: а в чём польза для простого народа?
Тем временем всюду повыскакивали бандиты и мошенники, люди голодают из-за дефицита продуктов, но зато вот-вот в Москву с концертом приедет Майкл Джексон. Где-то в Доме правительства чиновники за закрытыми дверями подписывают какие-то документы, но народу от этого ни жарко, ни холодно. Митинги на улицах города разрастаются с невероятной скоростью, появляются баррикады, общество раскалывается надвое: на тех, кто хочет вернуть, как было прежде, и тех, верит в новую, свободную, демократическую страну, которая, возможно, такой никогда и не станет.
Кино Александра Велединского состоит из миллиона пазлов, которые по отдельности разглядывать интересно, но в одну общую картину они так и не складываются. Слишком много охватить пытается режиссёр, отчего кино попросту трещит по швам и рушится от тяжести непомерного хронометража в два с половиной часа. Вот нам показывают девяностые со всеми фирменными атрибутами времени, но после трёх жутко колоритных и стильных сезонов «М! Д! Ж!» всё происходящее выглядит сухо и безжизненно.
Вот нам показывают личную драму семьи героя Цыганова, где умещаются измены, споры, сожаления, попытки открыть ресторан вместе с соседом-бандитом (Александр Робак), разговоры о будущем и даже история взросления: их дочка Таня (Анна Цветкова) входит в самый ядерный период своего подросткового возраста. Всё это на фоне драмы глобальной – драмы целой страны, которая также пытается найти свою идентичность и пока бунтует с верой в то, что ещё можно что-то поменять. И каждый раз, как вектор повествования переключается с глобального на личное, «1993» начинает буксовывать, ибо все семейные проблемы настолько банальны и заурядны, что лишь раздувают хронометраж. Если бы режиссёр сосредоточился на изображении среза жизни человека с советским менталитетом, выброшенного на оставшуюся после «Перестройки» амбразуру, то кино бы заиграло совсем другими красками.
Вот нам преподают урок истории с максимально достоверным воссозданием событий от будки гласности до штурма Останкино, и тут же меж строк вводят современный контекст, намекая на цикличность истории. Тогда общество раскололось надвое и сейчас, после событий февраля 2022-го. Казалось бы, аналогия похвальная и в каком-то роде смелая: даже нет попыток у режиссёра принять чью-то сторону и доказать, кто прав, а кто виноват. За это Александру Велединскому отдельное спасибо. Но, тем временем, слои смысла, подтекстов и метафор продолжают накладываться друг на друга, отчего ближе к финалу за происходящим перестаёшь следить, потому что уже сам не понимаешь, кто за кого и о чём кричит.
И что получается в итоге? Мы смотрим хронику событий 30-летней давности, или метафору сегодняшней России, или лекцию о жизни простого народа в девяностых, или семейную драму, или историю о конфликте поколений, или визуализацию чьей-то политической диссертации, или, или, или… Вот главная проблема фильма: если ты и так более-менее знаком с тем, как Ельцин пришёл к власти, то «1993» ни на что глаза образованному зрителю не раскроют. А если человек таким образом решил просветиться в истории своей страны, то, боюсь, данный фильм – далеко не лучший вариант: рассказ получился скомканным и с кучей ненужных лирических отступлений.
С другой стороны, пока ты в зале, перед тобой сотни мелких деталей, которыми можно насладиться в ожидании конца фильма. Классный переход с песнью Цоя, которую одновременно исполняют в обоих враждующих лагерях. Впечатляющая работа с реквизитом, костюмами и декорациями. Запоминающийся эпизод со школьной учительницей, вышедшей на баррикады, чтобы завтра рассказать детям о том, в каком историческом времени они все живут. Достойная игра Евгения Цыганова, в конце концов. Да и финальная метафора, хоть и поданная в лоб, всё же красноречива: 1993-й – это год рождения новой России, президентской и независимой ни от кого страны, построенной на гробах простого народа. С таким тезисом и не поспоришь.
Вадим Богданов, InterMedia