Рецензия: Баста – «Акробаты разбитых надежд». Непростительно высокий полёт
2023, Gazgolder
Оценка: 8 из 10.
Баста написал музыку к спектаклю «Маяковский» Алексея Франдетти – музыкальная драма с осени идёт в «Ленкоме». По мнению режиссёра музыка и стихи Басты «абсолютно созвучны фигуре Маяковского». Сам Василий Вакуленко когда-то участвовал в документальном фильме о Владимире Маяковского, читал фрагменты его стихов и погрузился в творчество поэта. Спустя десять лето это погружение «масштабировалось до самостоятельного произведения». С композиции «Акробаты разбитых надежд» начинается спектакль «Маяковский», посвящённый 130-летию со дня рождения поэта.
Таков контекст, и слушатель может посвятить немало минут изучению текста трека на предмет пересечений его образов с судьбой Маяковского. «Новый восход дарит небосвод, вызов судьбы берёт на слабо, ты был рождён остаться собой, ты покинешь свой дом вслед за звездой», «Жизнь как сон, память как урок, всё на кон, палец на курок» и всё такое прочее. При этом процитированные фрагменты могут показаться слишком прямолинейными, но в исполнении Басты они обретают более абстрактный смысл – тем более что это строчки из речитативных куплетов. А в песне есть ещё невероятно привязчивый припев с не менее сильными образами: «Это был непростительно высокий полёт, акробаты разбитых надежд срываются вниз, во что бы ни стало вырваться из западни, выход один — лети. Это был непростительно высокий полёт одного из тех, чьё имя не запомнил никто, только старый мамин фотоальбом помнит о нём, и ты». На Маяковского не похоже, но похоже на новый хит Басты; «проавтотюненный» рефрен про непростительно высокий полёт въедается в мозг и очевидно претендует на то, что его на концертах будут скандировать громче припевов «Сансары» и «Медлячка». Заодно становится понятно, что слова Франдетти о созвучности фигур Маяковского и Вакуленко не были пустым авансом.
Алексей Мажаев, InterMedia