Рецензия на фильм «Королевство»: Первый день остатка твоей жизни
Оценка: 7 из 10
Премьера драмы «Королевство» состоялась на фестивале актуального российского кино «Маяк» в Геленджике 7 октября 2023 года. Режиссёр: Татьяна Рахманова. В ролях: Игорь Филиппов, Иван Решетняк, Дарья Каширина и другие.
«К творчеству Ларса фон Триера я отношусь положительно. Но ещё более положительно я отношусь к творчеству Джона Кассаветиса».
Такое воодушевляющее вступление режиссёра предваряло показ фильма «Королевство», отмеченного в итоге сразу двумя наградами смотра: за лучшую операторскую работу и лучший дебют. История разворачивается в течение одних суток на одной локации – в роскошном загородном коттедже, который арендовали подростки для празднования своего выпуска из детского дома. Поначалу все невинно веселятся, слушают музыку, танцуют, в одной комнате кто-то рыдает после расставания, в другой у кого-то намечается первый секс. Но потом всё ожидаемо начинает усложняться: драки, окровавленные лица, стрельба из обреза, мучение зверей и вроде как даже убийство человека (но это не точно).
Во флюидном и бурлящем «Королевстве» действительно весьма отчётливо проглядываются заявленные выше мастера авторского кино. Излюбленная Кассаветисом фиксация камеры на лицах и погружение зрителя в бессвязный кинематографический хаос из непонятных разговоров тут присутствуют в полном объёме. Ещё и тематически «Королевство» пересекается с не лучшим, но, возможно, самым гуманистическим фильмом в карьере Кассаветиса «Ребёнок ждёт».
От Триера тут тоже много чего. Во-первых, снята картина Рахмановой практически в стиле «догмы 95»: как будто бы на ручную камеру, как будто бы в естественном освещении. Во-вторых, трудно не вспоминать за просмотром об «Идиотах»: здесь тоже непрофессиональные актёры, у многих из которых точно такие же психические расстройства, что и у их героев (может быть, даже у всех). В-третьих, идиллическое место действия напоминает о «Меланхолии»: есть ощущение, что всё происходит не в реальности, а в каком-то лимбе после конца света (такую зыбкость критики любят!) – кто-то не может проснуться, кто-то бесследно исчезает, кто-то буквально возникает из тумана. В-четвёртых, название фильма отсылает к одноимённому сериалу Триера, в котором тоже соблюдено единство места действия.
Легко приметить ещё и отголоски Гаспара Ноэ (начало картины – чем не подростковая версия «Экстаза»?), и даже Валерии Гай Германики («им будет лучше, если нас нет»). Может, ещё кого-то, но вроде и так понятно, что этих ассоциаций слишком много на один фильм. При этом «Королевству» не хватает какой-то остроты, шока, так отчаянно напрашивающейся для выбранного киноязыка провокативности. История просит жести, а её особо-то и нет. А что точно есть – так это талантливая режиссура Татьяны Рахмановой (на удивление, как и у всех дебютантов в конкурсе «Маяка»), головокружительная работа оператора Алишера Хамидходжаева и сокровищница из прекрасных актёров, которые, по сути, даже не играли, а просто прожили этот фильм.
Вадим Богданов, Геленджик, InterMedia