Рецензия на фильм «Каникулы»: Вы «Эйфорию» смотрели?
Оценка: 8 из 10
Премьера комедийной драмы «Каникулы» состоялась на первом фестивале актуального российского кино «Маяк» в Геленджике. Режиссёр: Анна Кузнецова. В ролях: Дарья Савельева, Полина Кутепова, Ирина Носова и другие.
В Геленджике дебютная картина Анны Кузнецовой стала обладателем гран-при фестиваля «Маяк», обойдя и уже признанных мэтров отечественного кино, и таких же талантливых новичков. Концепция фестиваля – поиск актуального российского кино, и «Каникулы» в такой критерий вписываются идеально. Это ненавязчивый и эмоциональный фильм о том, как консерватизм загоняет искусство в угол, перекрывает последним авторам кислород и поощряет закостенелый, тянущийся с советских времён институт цензуры, состоящий из недальновидных «экспертов», который умеют лишь судить со своей колокольни. Это также кино про поиск себя, взросление и последние для многих лучики детства. Всё, как завещал Сергей Соловьёв.
Молодая и беззаботная учительница Таня (Дарья Савельева) под присмотром строго завуча школы Марии Генриховны (Полина Кутепова) везёт свой театральный кружок на фестиваль в Сочи. Большую часть поездки Таня ведёт себя, как одна из своих же учеников: несерьёзно и безответственно – что заметно раздражает её более опытную коллегу. Везти детей тяжело даже в музей через дорогу, а тут целое путешествие на самолёте в другой город. Не дай бог, кто-то потеряется, что-то забудет или попадёт в беду. В первую очередь голова завуча полетит с плеч.
Но конфликтовать коллегам попросту некогда: нужно решать проблемы, которые в этой поездке растут в геометрической прогрессии. Сначала у одного ребёнка не совпадают цифры в билете и документе, потом в гостинице им выдают три неудобных номера, а организаторы фестиваля ставят абсурдные требования: нужно заменить название спектакля «Земляничное вино» на что-то не ассоциирующееся с алкоголем, ведь это же детский фестиваль!
Золотистость курортной осени в «Каникулах» создаёт тёплую, слегка меланхоличную атмосферу, когда людей на пляже становится меньше, а погода всё ещё мягкая и располагает к неспешным прогулкам. У героинь на душе тоже осень, у каждой своя. Динамика отношений двух учительниц в «Каникулах» — пожалуй, сильнейшая сторона фильма. Дуэт прекрасных актрис рисует яркие образы двух противоположностей: Таня для детей как лучшая подружка, Мария как строгий надзиратель, Таня никогда не знала роскоши, Мария удачно вышла замуж. Но когда у них появляется шанс узнать друг друга получше и наконец сбросить свои общественные роли, вкушая устриц с шампанским на пляже или спонтанно врываясь на шумную армянскую свадьбу, они раскрываются как лепестки пиона.
Несмотря на то, что фильм противопоказан людям с синдромом повышенной ответственности, трудно представить более честное и живое кино по отношению к учителям, выпущенное в Год педагога и наставника. Здесь есть набор стандартных подростковых драм – первая любовь, первое предательство, первые месячные и так далее – но подано всё это как будто не драмы ради, а для лёгкой ностальгии. Подростки везде одинаковые, даже в американской «Эйфории», которая в «Каникулах» упоминается скорее как комментарий к добровольно-принудительному прививанию у наших детей традиционных ценностей на государственном уровне. В «Каникулах» подростки, даже когда раздражают или бунтуют, делают это как-то по-советски невинно, отчего «Сто дней после детства» на таком фоне выглядят куда более радикальным кинопроизведением.
Но дебют Анны Кузнецовой в целом не про радикальность. Сделан он крепко и с душой, при этом довольно просто, без каких-либо художественных изысков и неудобных тем, хотя в фильме всё же чётко считывается критический взгляд на привычное положение вещей. В нём прощупывается дух времени, в котором даже невинное кино про поездку детей на осенний театральный фестиваль может не выйти в российский прокат.
Вадим Богданов, InterMedia