Рецензия на фильм «Химера»: В погоне за сокровищами
Оценка: 8 из 10
Премьера фильма «Химера» состоялась в рамках второго кинофестиваля Каро.Арт, в российский прокат лента выходит 1 января 2024 года. Режиссёр: Аличе Рорвахер. В ролях: Джош О’Коннор, Карол Дуарте, Винченцо Немолато, Изабелла Росселлини, Альба Рорвахер и другие.
Италия – страна с одним из самых величайших культурных наследий в мире. И как подобает уроженцам такой страны, взор итальянцев чащё всего устремлён в прошлое, а не в будущее или даже настоящее. Режиссёр Аличе Рорвахер об этом сняла уже целую неформальную трилогию. Сначала в 2014 вышли её «Чудеса», завораживающая история одной семьи пчеловодов, затем в 2018-м – «Счастливый Лазарь», погрузивший зрителя в крестьянский мир, которому вот-вот предстоит столкнуться с современностью. «Химера» схожие мотивы подхватывает в совсем ином жанровом регистре – в этот раз перед нами самое настоящее приключенческое кино о поисках сокровищ.
На дворе 1980-е года. Молодой англичанин Артур (Джош О’Коннор) возвращается в маленький итальянский городок, где живёт вся семья его покойной жены Бениамины. Его предысторию мы не знаем, зато сразу же становится ясно, что Артуру там всегда рады. Он хорошо говорит по-итальянски (но порой ошибается в грамматике, за что местные с нескрываемым удовольствием любят его поправлять), следовательно, живёт в Италии уже не первый год, а вот трагедия с его женой произошла недавно. Бениамина часто появляется в его снах, которые он всё никак не может досмотреть до конца.
В самом начале фильма Артура будит контролёр в поезде, на котором герой возвращается домой после тюремного заключения, судя по всему, далеко не первого на его счету. Дело в том, что у Артура есть дар – обнаруживать захоронения различных старинных артефактов, благодаря чему он вместе со своей небольшой бандой расхитителей гробниц глубоко увяз в нелегальном бизнесе по продаже найденных сокровищ. Артур, тем не менее, рискует совсем не ради денег. Он искреннее верит, что раскопки однажды приведут его ко входу в загробный мир, где томится его любимая Бениамина. И тогда он заберёт её с собой.
Фильмы Аличе Рорвахер существуют на тонкой границе между возвышенно-сказочным и реалистично-бытовым. Нотки магического реализма тесно вплетены в летопись мирских забот, действительность перетекает в сон, всё взаимосвязано и создаёт одну неделимую кинематографическую материю. При этом Рорвахер часто отсылается на какие-то культурно-исторические константы в своих работах – будь то жизнеописание святых в «Счастливом Лазаре» или переложение мифа об Орфее в «Химере» (практически не меняющееся и постепенно загрязняющееся по ходу фильма одеяние О’Коннора неспроста напоминает костюм Жана Маре из классической картины Жана Кокто). В той же степени работы Аличе Рорвахер опираются и на итальянскую традицию кинематографа, вбирая из него многолетнюю мудрость.
Основной конфликт «Химеры» в целом крайне показателен именно на примере сегодняшнего итальянского кино. Герои охотятся за реликтами прошлого своей страны, чтобы в первую очередь обогатиться за счёт их продажи, а потом уже, если случай позволит, ещё и эстетически насладиться редкой находкой. Италия – страна, одержимая своим прошлым. Её культурное наследие поистине бесценно, и в контексте «Химеры» можно рассуждать и про скульптуру, и про живопись, и про литературу. Но оставим это искусствоведам и сосредоточимся на кинематографе Италии, у которого тоже великое наследие, оставленное Феллини, Де Сикой, Антониони, Росселлини, Пазолини, Тавиани, Бертолуччи и другими глыбами мирового кино.
Сейчас итальянская индустрия напоминает Артура – вместо того чтобы взглянуть перед собой и обратить внимание на молодую, яркую, живую (!) героиню Карол Дуарте (которую неслучайно зовут Италией), он продолжает думать о своей давно ушедшей Бениамине. В Италии (стране, а не героине) национальный кинематограф переживает серьёзный кризис: та горсть фильмов, что хорошо принята публикой на мировых фестивалях, на родине с треском проваливается в прокате, зрители ходят только на дурные комедии, новое поколение авторов не появляется десятилетиями. Сейчас итальянское кино – это Паоло Соррентино, Матео Гарроне, Пьетро Марчелло, та же Рорвахер, да космополит Лука Гауданьино. Прекрасные, самобытные, талантливые режиссёры, но им всем уже по 40-50 лет. Где новая кровь?
На этот вопрос «Химера» вам точно не даст ответ, впрочем, это явно не забота Аличе Рорвахер. Её новый фильм прекрасно стоит на своих ногах: он – тонкий, нежный и настолько самобытный, что искать в нём какие-то конкретные источники вдохновения – занятие бессмысленное (в отличие от работ Соррентино или Гарроне, любящих обращаться к инструментарию Федерико Феллини). «Химера» отыскивает в залежах подделок и дешёвых имитаций произведений искусств прошлых лет нечто давно забытое в итальянском кинематографе – подлинность. Настоящее искусство никому не принадлежит. Оно принадлежит лишь истории человечества.
Вадим Богданов, InterMedia