Рецензия на фильм «Книга решений»: Шедевр, остановившийся на названии
Оценка: 7 из 10
Французская комедия «Книга решений» открыла 33-й кинофестиваль «Послание к человеку» в Санкт-Петербурге, в российский прокат лента выходит 16 ноября 2023 года. Режиссёр: Мишель Гондри. В ролях: Пьер Нинэ, Бланш Гарден, Франсуаза Лебрун, Фрэнки Уоллах, Стинг и другие.
Хорошим решением стал выбор на роль фильма открытия кинофестиваля «Послание к человеку» новой работы Мишеля Гондри, чей главный герой придумал особую книгу, которая, по его задумке, должна была помочь с разрешением всех возможных конфликтов – лично-душевных или международных. Нам бы сейчас такую книгу решений, чтобы мир вокруг чуток поуспокоился, а мы снова смогли бы наслаждаться лучшими фестивальными фильмами со всего света в программах российских смотров.
Но вернёмся к единственной «Книге решений», которую мы можем себе позволить: к новому фильму Мишеля Гондри. Режиссёр-самодур Марк (Пьер Нинэ) отснял материала на четыре с лишним часа, но никто из продюсеров его видения не разделяет. Чтобы спасти фильм от принудительного перемонтажа какими-то третьими лицами, Марк вместе с небольшой командой соратников, свято верящими в гениальность замысла режиссёра, в спешке вывозит фильм к своей любимой тёте в загородный дом. Там, прячась от продюсеров, команда собирается довести «шедевр» Марка до ума: им предстоит собрать финальный монтаж, доснять пару сцен и записать саундтрек, к созданию которого Марк хочет привлечь самого Стинга.
Производственная комедия про кино – жанр вполне состоявшийся и в наши дни уже даже не редкий. Более того, в российский прокат с разницей в неделю выходят сразу два тематически схожих фильма – французская «Книга решений» и корейская «В паутине» Кима Джи-уна. Там точно такая же завязка про эксцентричного режиссёра, тайно доделывающего свой фильм в обход строгих продюсеров. Причём французы уступают корейцам сразу по нескольким пунктам: во-первых, Пьер Нинэ совсем не ровня Сон Кан-хо, во-вторых, режиссура Джи-уна куда более кинематографична, в-третьих, уровень безумия, а, следовательно, и веселия у корейцев ожидаемо выше.
С другой стороны, это всё-таки возвращение великого фантазёра Мишеля Гондри, у которого последний фильм вышел аж 8 лет назад. Для него «Книга решений» наверняка носит терапевтический эффект: за смехом и нескончаемым потоком шуток кроется боль режиссёра-новатора, чьи фильмы раз за разом проваливались в прокате, но почитались лишь горсткой ценителей со вкусом. Хотя тут-то Гондри определённо ёрничает и утрирует: человек, который снял «Вечное сияние чистого разума», одним лишь этим фильмов навеки вписал себя в число любимых авторов мирового кино для миллионов зрителей.
Однако возвращение всё же не назвать триумфальным. Гондри здесь как будто бы сдерживает себя и не даёт своему воображению достаточно свободы. Юмор часто лихорадит от действительно хороших шуток (чего только стоит сцена со Стингом) и до откровенно неудачных (прикол с вечно кашляющим ассистентом быстро, простите, выдыхается, а комичные отношения Марка с его пожилой тётей часто оборачиваются неловкостью для зрителя). Местами «Книга решений» вообще напоминает не фильм Мишеля Гондри, а то фильм Мишеля Хазанавичуса, чья прошлогодняя производственная комедия про кино «Убойный монтаж» вышла чуть остроумнее, то фильм Квентина Дюпьё, чьё фирменное абсурдное чувство юмора сразу же вспоминается в эпизоде премьеры творения Марка.
«Книге решений» не хватает былой практичности Гондри, его изобретательной рукотворности, которая тут проскакивает в слишком уж мелких дозах. «Монтажмобиль», в котором Марк монтирует свой фильм, отчасти напоминает машину из «Микроба и Бензина», короткая мультипликационная вставка про пса подчёркивает, что Гондри – ещё и талантливый аниматор (у него есть целый анимационный документальный фильм про Ноама Хомского). Ну, и конечно, нельзя не помянуть добрым словом «Перемотку», условный духовный приквел «Книги решений» и настоящую оду энтузиастам, у которых нет денег для создания кино, но зато есть безграничное воображение.
При этом новый фильм Мишеля Гондри – вполне яркая метафора преодоления творческого кризиса. Порой нужна какая-то символическая мелочь вроде ничего не значащего блокнота с бессмысленными советами самому себе, чтобы обрести душевный покой и понять простую истину: если намерения автора честны, и его окружают искренние люди, то такие творцы всегда найдут свою аудиторию.
Вадим Богданов, Санкт-Петербург, InterMedia