Рецензия на фильм «Прошлые жизни»: Буддистская история любви
Оценка: 9 из 10
Премьера фильма «Прошлые жизни» состоялась на кинофестивале ко дню рождения Художественного, в российский прокат лента выходит 7 марта 2024 года. Режиссёр: Селин Сон. В ролях: Грета Ли, Тео Ю, Джон Магаро и другие.
Несмотря на бытующее заблуждение, историю любви рассказать непросто. А если точнее: непросто сделать так, чтобы зритель прочувствовал ею красоту, а, может, и боль всеми фибрами своей души. Конечно, у нас всегда есть «Ла-Ла Ленд» и трилогия «После…» Ричарда Линклейтера, но неужели жанр мелодрамы в 2023-м году скорее мёртв, чем жив? Дебютантка Селин Сон заявляет, что это не так. И её «Прошлые жизни», сенсация фестиваля «Сандэнс» и новое творение студии А24, — яркое тому подтверждение.
Наён и Хэсон с самого детства были лучшими друзьями и проявляли друг к другу симпатию. В школе они соревновались, кто из них лучше напишет контрольную, затем вместе шли домой, а в свободное время беззаботно бегали по парку, пока их мамы, тяжело вздыхая, на скамейке обсуждали скорую эмиграцию. Наён со всей своей семьёй вот-вот переедет на ПМЖ в Канаду. Так и обрываются под весом судьбы отношения героев. 12 лет спустя они снова встретятся, но уже в интернете. Наён (Грета Ли) живёт в Нью-Йорке и учится драматургии, а Хэсон (Тео Ю) – в Сеуле изучает инженерию. Благодаря соцсетями они заново начинают общаться и понимают, что чувства так никуда и не ушли. Но непреодолимое расстояние между ними снова вносит свои коррективы.
С самых первых сцен Селин Сон обозначает перспективу своего фильма, которая выдерживается до финального кадра. Корейское детство показано через призму отношений Наён с Хэсоном: семья, социальный контекст, причины переезда – всё это не так важно, всё это на фоне одной большой, пронзительной истории любви, растянувшейся на два континента и 24 года. Обстоятельства меркнут, промежуточные события между воссоединениями роли не играют. Селин Сон говорит лишь о любви, судьбе и о том, почему реальная жизнь всегда чуточку сложнее, чем её изображают в романтических комедиях.
«Прошлые жизни» — кино, исполненное нежностью, чувственностью и, вопреки эпичной по временным меркам истории, интимностью. Главная прелесть этого фильма в том, что в него легко влюбиться. Это история, рассказанная взглядами, молчаливыми поездками в метро, прогулками по ужасно романтичному Нью-Йорку и терзающими нутро признаниями, так и не произнёсёнными вслух. Для дебюта столь выверенная, тонкая режиссура приятно удивляет и подсказывает, что в сюжете есть немало автобиографических ноток. Селин Сон – тоже эмигрантка из Кореи, но не спешите сравнивать её фильм с вышедшим три года назад «Минари» Ли Айзека Чуна, в котором болезненный корейский опыт миграции передан во всех социально-бытовых подробностях. Здесь тоже есть идея мультикультурности: посыл преодоления границ для поиска лучшей жизни, счастья и даже любви. Но это кино, прожитое его автором – с радостью, душевной болью и слезами. Именно благодаря этому оно обретает вневременную, внекультурную универсальность.
Дебют Сон – обманчиво прост. Мальчик с девочкой влюбились друг в друга, когда ещё не знали, что значит слово «любовь», потом девочка уехала, а 12 лет спустя мальчик, ставший красивыми молодым человеком, попытался отыскать девочку через интернет. В принципе, можно рассказать вообще весь сюжет фильма – и то, как Хэсон всё-таки решится приехать в Нью-Йорк, и то, что Наён к тому времени уже будет замужем за американцем (очаровательный Джон Магаро), но от этого восприятие фильма совершенно никак не изменится.
Это кино чувственного спектра, подкожное, метящее куда-то вглубь человеческой души и заставляющее пережить давно забытые или даже никогда не испытываемые эмоции. Оно так мощно работает как раз за счёт своей обманчивой простоты, за счёт того, что, даже зная весь сюжет, под конец ты забудешь, как дышать, когда уедет это чёртово такси. В американском кино так снимать умеет только Барри Дженкинс, и вот наконец у него появилась последовательница в лице Селин Сон, которая изящно обволакивает буддистскую мудрость в завораживающе красивую историю любви, от которой щемит в груди. Даже если в сотне прошлых жизней вы были вместе, не факт, что вам суждено сойтись и в этой.
Вадим Богданов, InterMedia