Отношения публики, артистов и государства обсудили на форуме «Российская креативная неделя – Сибирь»
Сессия «Музыка нас связала: ценностные ориентиры россиян через призму музыкальных вкусов» состоялась в рамках форума «Российская креативная неделя – Сибирь» в Красноярске. Модератором встречи стал журналист, телеведущий и шеф-редактор телеканала РБК-ТВ Кирилл Токарев. На ней обсудили вопросы, связанные с тем, как должны выстраиваться отношения публики, артистов и государства: может ли сегодня российская музыка существовать вне политики, меняется ли отношение россиян к артистам, уехавшим из страны, существует ли в обществе спрос на патриотическую музыку и что под ней понимают жители России, есть ли связь между их музыкальными и политическими предпочтениями.
Недавно ВЦИОМ провел большое репрезентативное онлайн-исследование, показавшее, какие тенденции сегодня можно выделить в музыкальных предпочтениях россиян от 18 лет, а также кто из отечественных артистов вызывает у них самые яркие позитивные и негативные эмоции. По словам генерального директора и председателя правления Фонда ВЦИОМ Константина Абрамова, погрешность результатов опроса составляет не более 2% и он достаточно точно отражает актуальную картину.
27% опрашиваемых считают, что музыканты должны публично выражать свою политическую позицию, 26% придерживаются противоположного мнения, а 43% полагают, что все зависит от конкретной ситуации. 63% людей не одобряют отъезд российских артистов из России в знак протеста, 13% одобряют, 8% в чем-то одобряют, а в чем-то нет, и еще у 13% нет четко сформулированного мнения на этот счет. На вопрос, кто из российских артистов вызывает чувство гордости, 22% опрашиваемых ответили, что это Shaman (Ярослав Дронов), 13% – Олег Газманов, 7% – Юрий Шевчук, 6% – Николай Расторгуев и 5% – Юлия Чичерина. Исполнителями-патриотами 28% людей снова назвали Шамана, 22% – Газманова, 10% – Расторгуева, 8% – Чичерину, и по 6% досталось Григорию Лепсу и Александру Маршалу. При этом 49% слушателей называют патриотической музыкой песни о малой родине, месте рождения, 40% – о природе и культуре России, 34% – о достижениях народа, великих людях России и 32% – о предыдущих войнах и их героях.
Антирейтинг музыкантов, которые вызывают у опрошенных чувство стыда, возглавила Алла Пугачева – 25% голосов. На втором месте оказался Андрей Макаревич (признан Министерством юстиции РФ иностранным агентом) с 18%, на третьем – Филипп Киркоров с 13%. Любопытно, что четвертое место с Моргенштерном (признан Министерством юстиции РФ иностранным агентом) разделил Shaman, оказавшийся и в этом списке, – 9%. По 6% голосов у Максима Галкина (признан Министерством юстиции РФ иностранным агентом) и Ольги Бузовой.
- В исследовании также был вопрос, стоит ли ограничить влияние западной культуры на российскую. 50% россиян ответили утвердительно в противовес 41% тех, кто против. Во втором лагере в основном молодежь от 18 до 34 лет, выросшая в обществе потребления. Это люди, которые привыкли к тому, что у них всегда есть выбор, множество вариантов и никто не имеет права их этого выбора лишать. Те, кто отвечал, что поддерживают ограничения, – представители более старшего и социально зрелого поколения, воспитанного в СССР, с другим образованием и культурным кодом, – прокомментировал результаты опроса Константин Абрамов.
A&R-директор лейбла «Первое музыкальное» Андриан Мельников отметил, что рейтинги и чарты социальных сетей и стриминговых площадок показывают совершенно другие результаты по количеству прослушиваний.
- В топ-10 российских чартов нет ни Шамана, ни Киркорова, ни Пугачевой, ни Шевчука, - сказал он. - Все это артисты, собравшие определенную аудиторию за энное количество лет на эстраде, но как человек, работающий в современном лейбле, я знаю, что сейчас слушает молодежь – у нее свои предпочтения. Появляется огромное количество молодых артистов, очень быстро набирающих популярность. Например, трек исполнителя xxxmanera “Скажи мне, кто ты” набрал 159 млн стримов. Для сравнения, самый популярный трек певицы Zivert собирает максимум 50 млн в квартал. Исторически сложилось так, что большая часть населения России видит только черное и белое. Молодое поколение немного начинает различать градиент. И оно более лояльно не потому, что хочет просто бездумно потреблять, а понимает, что артист в первую очередь – творческий человек, слова и решения которого могут быть импульсивными. Поэтому среди молодежи практически нет тех, кто обвиняет в чем-то музыкантов или требует чего-то от них, что свойственно многим представителям более старшего поколения.
Все спикеры сошлись во мнении, что на уровень популярности и отношение к тем или иным артистам влияют и каналы распространения контента – те медиа, которые говорят о них, и аудитория этих медиа. Музыканты, которых назвали участники опроса ВЦИОМ – это герои ТВ, радио и печатных, то есть традиционных СМИ. Исполнители, популярные в интернете, раскручиваются за счет соцсетей.
- Если политику радио и ТВ-каналов можно регулировать, то контролировать интернет-пространство гораздо сложнее. Да, 97–99% молодежи хочет быть вне политики. Однако никто не мешает социальным сетям с помощью специальных алгоритмов рекомендовать слушателям ту музыку, которая вписывается в рамки идеологических ценностей. То есть важно не запрещать что-то – это вызовет только отторжение, а советовать и выстраивать умный нарратив. Такая политика есть и в Китае, и в Англии, и в США. Также важно отметить, что индустрия будет развиваться, если не только “выставлять” везде Шамана, но и показывать, что у нас много других талантливых молодых артистов, исполняющих музыку, которая не противоречит официальной идеологии, – считает преподаватель кафедры политической теории МГИМО Олег Яновский.
Музыкальный продюсер арт-кластера «Таврида» и основатель лейбла «Таврида.АРТ» Анна Храмова рассказала, как выстраиваются отношения с артистами у организации, которую она возглавляет, и по каким критериям лейбл отбирает музыкантов:
- “Таврида” – это государственный проект, и наша позиция отличается от политики коммерческих лейблов, - заявила она. - Мы поддерживаем молодых талантливых артистов, которые создают музыку, не задевающую культурные и религиозные ценности, не вульгарную, без нецензурной лексики и протеста против политики государства. При этом темы песен могут быть самыми разными, но среди молодежи сегодня не модно громко высказывать свое мнение. Некоторые ребята даже стесняются выложить фото с российским флагом. Говоря о выборе, я считаю, что музыка должна быть самой разной, но для нас важно прививать артистам любовь к своей стране. Не к власти и конкретным ее представителям, а именно к стране.
Продолжая тему того, что сегодня модно, а что нет среди молодежи, Константин Абрамов отметил, что «у нас очень долго было модно не любить и постоянно критиковать свою страну, но сейчас тенденция изменилась».
- Люди стали возвращаться к корням, осознавать, какая многочисленная и интересная у нас нация, - сказал он.