Евгений Сафронов, Екатерина Чичеткина/InterMedia; кадр из видео

Кто зарабатывает в музыкальной индустрии? - отвечают эксперты форума «Российская креативная неделя. Сибирь»

Как устроена музыкальная индустрия, как возможно ее развивать, а также кто, сколько и на чем в ней зарабатывает, обсудили на пленарном заседании «Где и как зарабатывает музыкальная индустрия: за кулисами отрасли». Событие стало частью деловой программы форума «Российская креативная неделя. Сибирь» 23 ноября 2023 года.

Модератором дискуссии стал президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев (на фото).

– Наверное, все признают, что музыкальная индустрия - самая развитая из креативных индустрий. Именно она использует потенциал интеллектуальных прав “на всю катушку”. Это одна из немногих индустрий, которая незначительно зависит от государственной поддержки, – начал он свое выступление.

По словам модератора, музыкальная индустрия успешно применяет IV часть ГК РФ и умеет как никакая другая зарабатывать на результатах творчества. В этой сфере выстроен разумный баланс между частным бизнесом и государственным участием. Так, по мнению Сергея Матвеева, на государстве – концертные залы, классическая музыка и все то, «куда частные инвестиции не стремятся», но то, без чего развитие вкуса, эстетических потребностей невозможно.

Немаловажно и то, что музыкальная индустрия крайне энергично защищает интеллектуальные права, как технологическими, так и судебными средствами. Только РАО подает в год более 6 тысяч исков о нарушении авторских и смежных прав.

Директор направления стратегических проектов НАФИ Ирина Гильдебрандт рассказала про результаты всероссийского исследования аудитории, проведенного в 2023 году. Так, музыку ежедневно слушает 61% взрослого населения. Меломанов больше всего на Кавказе и в Приволжском Федеральном округе. Основным инструментом для потребления музыки является смартфон, но аудитория старше 45 лет использует с этой целью телевизор.

Потенциал роста отрасли - в развитии платного доступа. Так, 61% опрошенных заявил, что в его плей-листе преобладают российские музыканты. При этом платить за музыку готовы не все – только 31% опрошенных. В рейтинге расходов на первом месте оказались легальные аудиосервисы – о наличии платной подписки заявили 22% опрошенных, а их средний чек составил 363 рубля в месяц. На втором месте оказалась покупка билетов на концерты – 20% респондентов заявили о том, что у них были такие траты. Средний чек на концерт при этом составил 2920 рублей.

В результате портрет пользователя легальных аудиосервисов оказался таким: это холостой мужчина 18–34 лет, проживающий в ЦФО, он живет в городе, имеет высшее образование и работу.

Генеральный директор московского концертного зала «Зарядье» Иван Рудин отметил, что вопрос монетизации музыкантов в сфере классической музыки никогда не стоит на первом месте. Свою деятельность он и вовсе сравнил с работой музея, в котором надо «беречь полотна». По мнению эксперта, для концертного зала, в который приходят слушать классическую музыку, вообще не может стоять вопрос работы только за счет окупаемости. Этого не случается даже при полных залах.

– Общество знает, зачем ему нужны нематериальные ценности, музыка является такой нематериальной ценностью. Есть те, кто зарабатывает, – рынок. Мы представляем другую функцию. Государство, само общество через нас (концертный зал «Зарядье», - прим. ред.) инвестируют в следующие поколения. Это инвестиция в наше будущее, – заявил спикер.

Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов в своем выступлении отметил, что строго говоря, музыкальной индустрии не существует как таковой - есть зрелищная исполнительская индустрия и есть индустрия звукозаписи. В обеих музыка играет главную роль, но всё же далеко не единственную. Основным источником дохода музыкантов всегда являются именно зрелищные индустрии, особенно после того, как индустрия звукозаписи обрушилась в 2010-е годы.

– Российская индустрия звукозаписи входила в десятку сильнейших в мире - но, когда мировая индустрия за 10 лет обвалилась буквально втрое, российская индустрия обвалилась вдесятеро. С развитием стриминговых сервисов несколько лет назад началось ее восстановление, но оно снова замедлилось в связи с уходом зарубежных компаний, – заявил эксперт. – Так что сейчас артисты - за исключением десятка звезд - получают от звукозаписи немного.

Что же касается основного источника доходов исполнителей - индустрии зрелищных мероприятий - то она непрерывно росла до 2013 года, после чего резко обвалилась из-за известных событий, дальнейший рост прервали пандемийные запреты, а затем удар нанесли и зарубежные санкции. Сейчас индустрия пока не вернулась даже к результатам 2013 года, что Евгений Сафронов проиллюстрировал исчерпывающими графиками недавно вышедшего исследования «Музыка и зрелища: индустриальный отчет, 2018–2023 гг.».

По мнению Евгения Сафронова, для исправления ситуации нужно значительно больше прилагать сил государству и, если говорить предметно о Сибири, обратить внимание на отставание региона по количеству и вместимости концертных залов.

Генеральный директор Национальной федерации музыкальных индустрий Никита Данилов отметил, что сделки в музыкальной индустрии всегда имеют много участников и очень сложны, поэтому он видит необходимость в законодательном закреплении долевого участия в авторских и смежных правах (прим. - соответствующий законопроект внесен Павлом Крашенинниковым и Андреем Клишасом в Государственную думу РФ) . Кроме того, он обратил внимание на непроработанность сферы охраны прав в отношении контента, созданного с помощью искусственного интеллекта. Чтобы ценность авторского вклада не снижалась, необходимо серьёзное внимание к законодательному регулированию этой сферы.

Генеральный продюсер музыкального стримингового сервиса «Звук» Сергей Балдин рассказал, что у современных артистов есть около десятка источников дохода. Среди них он назвал продажи носителей, концерты, стриминг, рекламу, лицензирование своего образа, мерч, доходы от ОКУПов, участие в мастер-классах и т.д. По мнению спикера, вмешательство государства в сфере музыки не требуется но при этом он отметил потребность в оснащенных концертных залах в регионах. Что же касается доходов авторов от стриминга, то, по оценкам спикера, они будут и дальше расти. Его дополнил модератор, подчеркнув, что на базе общественно-государственной блокчейн-инфраструктуры РЦИС.РФ уже сейчас работает много сервисов, которые, несмотря на кажущуюся сложность, позволяют легко оформлять сделки с правами без специальных юридических познаний.

A&R-директор лейбла «Первое музыкальное» Адриан Мельников заявил, что развитие индустрии надо начинать с образования музыкантов.

– Ко мне приходят артисты, которые не понимают, как монетизировать свои треки, как очищать права. Мы много времени тратим, рассказывая, как лучше поступить, на какие платформы идти с тем или иным музыкальным направлением. При этом вся музыкальная инфраструктура у нас есть, – заявил он.

Сергей Матвеев подытожил дискуссию, отметив, что потенциал интеллектуальной собственности как одного из важных источников дохода артиста ещё далеко не раскрыт, а ведь он может стать действительно значимым коммерческим активом.

Павел Соломатин, InterMedia

Последние новости