Обзор: «Катя Лель — как сделать из обычной певицы мем?»
2023, «Истории русской попсы».
Оценка: 8 из 10.
Полагаю, ещё полтора месяца назад ведущий цикла Олег Кармунин даже не рассматривал Катю Лель в качестве героини одной из «историй русской попсы». Потому что это была бы довольно унылая история, даже несмотря на резкий поворот и взлёт в середине карьеры. Но случилось то, что случилось: песня Максима Фадеева «Мой мармеладный» в исполнении Кати Лель внезапно завирусилась в тиктоке, после чего про подзабытую певицу вспомнили и на родине.
«Истории русской попсы» в данном случае выступили в роли просветительского проекта: выпуск в основном рассказывает про Катю Лель тем, кто вообще в силу возраста не был в курсе существования такой певицы, а заодно и о нравах российского шоу-бизнеса 90-х и нулевых годов. Рассказ получился довольно ироничным. Из него, в частности, выпал факт официальной биографии Кати Лель, гласивший, что она работала на бэк-вокале у Льва Лещенко. Зато подробно освещена роль бизнесмена Александра Волкова в жизни и раскрутке творчества певицы. Широко известное прозвище Волкова в выпуске не произносится, но схемы его работы и, например, механизм получения Катей двух премий «Овация» описан подробно.
Тут ведь какое дело: несмотря на вложения продюсера, особой популярностью Катя Лель не пользовалась, а в её манере исполнения чувствовалось очень много тоскливости. Для неё писали маститые композиторы, но их усилия себя не оправдывали. И только в 2004 году случилось чудесное преображение, когда Максим Фадеев написал для Кати альбом «Джага-джага». Там были и «Мой мармеладный», и «Муси-пуси», и «Долетай», и другие песни, впервые в карьере Лель звучавшие модно, современно и не провинциально.
К сожалению, в выпуск не вошли документальные свидетельства того, как непросто далась Фадееву работа с артисткой, которая не очень-то хотела меняться и даже тексты будущих хитов учила крайне неохотно. Но мы можем судить по результату. С Леной Зосимовой, например, Макс Фадеев поделать ничего не смог, хотя попытки были. А с Катей Лель – смог. Спустя 19 лет оказалось, что странные слова «муа-муа» и «джага-джага» замечательно подходят для TikTok-роликов, да, может, и прекрасную балладу «Долетай» кто-нибудь откроет для себя заново.
После «мармеладного» взлёта Катя Лель рассталась с продюсером Волковым. Без денег эта машина не едет, поэтому показатели популярности певицы вернулись к исходным значениям. Я думаю, что не нужно ждать ещё 19 лет, чтобы убедиться в том, что и нынешний резкий тикток-взлёт не сможет вывести Катю Лель в суперзвёзды, а останется в памяти только в качестве курьёза.
Алексей Мажаев, InterMedia