обложка сборника

Рецензия: саундтрек к сериалу «Слово пацана. Кровь на асфальте». Страна умирала, как древний ящер

2023, Яндекс Музыка, Wink.

Оценка: 9 из 10.

Не буду здесь оценивать художественные достоинства сериала Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте» - сосредоточусь на подборе музыки. Признаться, давно не встречал в сериале о 70-х или 80-х столь точного саундтрека. Обычно там обязательно вылезет какая-нибудь, ещё не существовавшая на момент действия кинопроизведения, и режиссёры, и редакторы к этому спокойно относятся: ну не существовала, но ведь могла бы существовать – главное, что она соответствует правильному настроению.

«Слово пацана» подобной небрежностью не страдает. Саундтрек сразу погружает слушателя в 1988 или 1989 год, навевая сонм воспоминаний. Например, таких. Ты как раз заканчиваешь школу, в газетах появляются первые статьи про казанские молодёжные группировки, и ты поневоле сравниваешь и понимаешь, что на окраине Москвы такой «жести» нет, хотя слово «чушок» на улицах услышать можно. По телевизору рядятся, как дальше жить, а ты слушаешь много русского рока, предпочитая «Наутилус Помпилиус» и «Перемен» «Кино», но из киосков звукозаписи голосят «Мираж» и «Ласковый май». Через тридцать лет оказывается, что их песни ты тоже почему-то знаешь наизусть. А некоторые тратят дефицитные аудиокассеты на записи блатняка и/или эмигрантов (в понимании советского школьника это примерно одно и то же), и когда ты слышишь эти произведения, мир открывается с ещё одной новой и неожиданной стороны. Одноклассники-металлисты убеждают тебя, что хэви – это высшая точка развития музыки, а другие одноклассники дают послушать Егора Летова, который тоже запросто может смутить неокрепший разум.

Всю эту музыкальную картину можно услышать в плейлисте с песнями из «Слова пацана» - разве что кроме металлистов. Те, кто давно не был в 1988 году, должны удивиться, какими длинными тогда были песни. Речь не только о почти 9-минутном «Летнем дожде» Игоря Талькова, но и все четыре главных хита «Ласкового мая» звучат не менее четырёх минут, а «Седая ночь» - почти семь. Шлягеры «Миража» тоже довольно продолжительны; примечательно, что почти все эти шедевры «кооперативного попса» не имеют выраженной коды – в финале музыка просто постепенно стихает, хотя могла бы продолжаться вечно. «Ночное рандеву», «Я хочу быть с тобой», «Перемен» - все эти знаковые композиции тоже есть в саундтреке, как и песни Аркадия Северного, Вилли Токарева, группы «Форум» и Александра Серова. Высоцкий и Летов звучат в сериале в исполнении героев, но в сборнике можно послушать оригинальные версии. «Чунга-чанга» и «Любимый город» Марка Бернеса из музыкальной иллюстрации к концу 80-х несколько выбивается, но на то, видимо, были причины.

Несколько древних композиций из саундтрека благодаря сериалу вернулись в топ100 на Яндекс Музыке. На первом месте там «Пыяла» группы «Аигел» на татарском языке. В подборку этот трек почему-то не вошёл (что на его популярность вообще не повлияло), зато там есть «Афганистан» Вячеслава Константинова. Довольно душераздирающая народная песня из тех, что «афганцы» пели в электричках, в нынешних условиях заиграла, что называется, новыми красками, и производит сильнейшее впечатление.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости