Художник по костюмам «Офицеров» рассказала про Василия Ланового
90 лет со дня рождения актера Василия Ланового исполнилось 16 января 2024 года. К этой дате Gazetametro пообщалось со старшим научным сотрудником «Музея кино» Эммой Малой, работавшей художником по костюмам в картине «Офицеры», ставшей для знаменитого актёра одной из главных киноработ. По после выхода «Офицеров» в 1971 году исполнители главных ролей Георгий Юматов и Василий Лановой стали настоящими героями для нескольких поколений. Хотя Лановой сначала не соглашался на роль Ивана Вараввы, всю жизнь влюблённого в жену своего друга.
– Когда он прочитал первый раз сценарий, то был скептически настроен по поводу этой роли. Говорил, что ему непонятно, что тут играть, – рассказывает Эмма Малая. – Но режиссёр Владимир Роговой в этой роли видел именно Василия Ланового, и они поехали к актёру с выдающимся оператором Михаилом Кирилловым, и Михаил Николаевич сказал: "Тут надо романтику играть, влюблённость, но не неосуществлённую любовь, рыцарское отношение к женщине". И это Василия Семёновича зацепило, он дал согласие.
Эмма отметила, что обаяние образа Ивана Вараввы и получилось за счёт смешения героизма, бесшабашности, благородства и очень тонких чувств. По словам Малой, фильм снимали в обратном порядке. Сначала отсняли финальную сцену, где герой Ланового, седовласый одинокий генерал, дважды Герой Советского Союза, встречает давнего друга с женой и их внуком Ваней, названным в честь Вараввы.
– Генеральскую форму мы шили в генеральском ателье на Фрунзенской набережной, чтобы с золотой вышивкой – всё как у настоящих военных. Но что-то никак не могли мы подогнать форму, то слишком свободно, то где-то узко. Помню, у Василия Ланового совершенно не было времени приезжать на примерки. И он как-то высказал мне: "Я Вронского в "Анне Карениной" играл в таких сложных мундирах, и то не приходилось столько раз подгонять и ездить на примерки!", – вспоминает Эмма Малая.
Она вспомнила, что Василий Семёнович был достаточно дружелюбным и контактным человеком.
- Но он приезжал или прилетал на съёмочные экспедиции лишь на короткое время, всё быстро-быстро отыгрывал и уезжал на другие кинопроекты и в театр, - рассказала Эмма. - Времени болтать не было, всё по делу, по существу, чётко и быстро. Но когда он появлялся на площадке, всё как-то оживлялось.
События, показанные в «Офицерах», происходят примерно с начала 1920-х годов до конца 1960-х. И в картине показаны все военные конфликты, в которых участвовал Советский Союз за это время: борьба с басмачами, конфликты на Дальнем Востоке, Великая Отечественная война...
– Несмотря на то что Лановой никогда не был военным, у него была эта военная косточка. Военная форма любого образца садилась на него ладно, смотрелась естественно. Его военная выправка была какого-то высшего уровня, – рассказывает художник по костюмам.
По словам Эммы Рафаиловны, энергия и харизма Ланового были невероятными:
– Очень эффектными были съёмки и сцена, где Лановой спрыгивал с поезда и быстро-быстро рвал цветы, чтобы подарить их рожающей жене друга, которую он невероятно ценил. На съёмках Василий Семёнович практически всё сделал сам, спрыгнул с подножки идущего поезда, ринулся за цветами, - рассказала она.
Художница по костюмам отметила, что работа на «Офицерах» очень помогала ей в карьере.
– После у меня было много других военных картин, и по работе всегда нужна была помощь: то какие-то погоны достать, то какой-то особый материал. Если я говорила, что работала на фильме «Офицеры», то все военные сразу шли мне навстречу, всегда всё давали. И часто признавались, что выбрали эту профессию, посмотрев картину «Офицеры», - рассказала Эмма Малая.
Василий Лановой стал героем одного из выпусков программы «Они потрясли мир» на Пятом канале. В серии «Татьяна Самойлова и Василий Лановой. Сила первой любви», рассказали историю любви пары, познакомившейся в коридорах Щукинского училища.