
Обзор подкаста «Шум и яркость: «Ирония судьбы». Как Микаэл Таривердиев создал культовый новогодний саундтрек»
2024, «Кинопоиск».
Оценка: 7 из 10.
Хотя песни из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром» всем хорошо знакомы, в этом подкасте они тоже звучат – в качестве иллюстраций к тезисам Льва Ганкина по поводу саундтрека к комедии. Музыка Микаэла Таривердиева – крайне важная составляющая рязановской ленты, причём у неё самостоятельная драматургия, не всегда совпадающая с сюжетными приключениями. Эта «отдельность» проявляется с самого начала, когда после мультика про унификацию звучит «Со мною вот что происходит» на стихи Евгения Евтушенко. «Чужих людей соединенность», «разобщённость близких душ» - это точно песня для комедии?
Нет, это веский намёк на то, что «Ирония судьбы» - объёмнее, чем просто новогодняя комедия или, как бы сейчас сказали, ромком. В первой серии, полной гэгов, музыка Таривердиева выступает агентом лирики и философских размышлений, которых нет на экране: они появятся только во второй части, которая не про пьяные приключения, а про зарождение любви.
Часть выпуска посвящена работе Аллы Пугачёвой – именно её голосом поёт в фильме Барбара Брыльска. «Тогда ещё не Примадонна», поясняет Ганкин: Эльдар Рязанов вообще не знал такую певицу, для него она была протеже композитора. Впрочем, и Таривердиеву пришлось с Аллой непросто, хотя в мемуарах он дипломатично написал, что это Пугачёвой было нелегко работать с композитором и режиссёром. Результат всех удовлетворил, но добиться его удалось не сразу – некоторые вещи молодая певица не могла понять. Например, в «Мне нравится, что вы больны не мной» Марина Цветаева имела в виду противоположное: она произносила одно, а подразумевала другое, и именно это нужно было передать в песне. Алла Пугачёва в конце концов передала этот неоднозначный смысл, но впоследствии с Таривердиевым не сотрудничала и в такой манере почти не пела (впрочем, это тема для отдельного подкаста).
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»