Рецензия на фильм «Задира»: О, где же ты, солнце моё?
Оценка: 7 из 10.
Драматическая комедия «Задира» вышла в российский прокат 18 января 2024 года. Режиссёр: Шарлотта Риган. В ролях: Харрис Дикинсон, Лола Кэмпбелл и другие.
Год назад британская комедия «Задира» от дебютантки Шарлотты Риган победила в международной секции фестиваля «Сандэнс». Практически в это же время до российского проката добрался другой титулованный дебют женщины-режиссёра из Британии Шарлотты Уэллс «Солнце моё». Оба фильма про отношения дочерей-бунтарок и молодых отцов, оба фильма обречены на существование в едином контексте. Но что более важно, каждый из них по-своему хорош.
«Задира» тоже ведёт повествование от лица 12-летней девочки, но в этот раз оно подано прямолинейно и последовательно, а не фрагментарно и через воспоминания, как у Уэллс. Джорджи (впечатляющий актёрский дебют Лолы Кэмпбелл) потеряла маму и теперь осталась совсем одна. Она живёт не в самом благополучном районе и тщательно скрывается в большом доме от визитов социальных служб, с помощью диктофона имитируя во время телефонных звонков присутствие некоего дяди, который приехал опекать Джорджи. Внезапно через забор перелезает крашеный в блонд незнакомец и с порога заявляет девочке, что он – её отец Джейсон (Харрис Дикинсон), бросивший маму Джорджи ещё до рождения ребёнка.
Поначалу девочка с подозрением относится к во всех смыслах чужому ей человеку, но Джейсон быстро понял, на что нужно давить, чтобы быстрее найти общий язык: если бы не он, то её бы уже направили в какой-нибудь детдом. Но Джорджи не хочет становиться героиней фильмов Кена Лоуча, она хочет жить в фильмах Андреа Арнольд – воровать велосипеды и кинематографично бегать от копов под музыку, поэтому нехотя сотрудничает с блудным папашей. Джордж, как и папа в «Солнце моё», самый настоящий кидалт, но только ещё более слабый – он всё-таки не выдержал ответственности, тяжести родительского бремени и сбежал в самом начале. Теперь ему приходится учиться быть отцом с нуля, иначе никак – у Джорджи больше никого нет.
В отличие от меланхоличного фильма Уэллс, в «Задире» уклон делается в сторону светлой, милой комедии: даже есть забавные вставки с второстепенными персонажами, комментирующими на камеру поступки Джорджи, как будто это какой-то британский «Офис». Действия Джейсона способствуют осуждению, но из-за обескураживающей харизмы Харриса Дикинсона к его персонажу очень легко проникнуться симпатией. Прямо сейчас в российских кинотеатрах идёт «Стальная хватка», в которой Дикинсон сыграл мускулистого рестлера – тоже блистательно, но это совершенно другой Харрис Дикинсон, нежели тот, которого мы видим в «Задире». Ещё одно доказательство несомненного таланта этого молодого британца.
Многообещающей можно назвать и Шарлотту Риган, чей дебют хоть и прост, как буханка хлеба, но такой тёплый, мягкий и в целом спасительный для тех, кто изголодался по душевным человеческим историям о попытках срегенерировать поражённые родственные связи. Жизнь – не сахар, но это не повод отказываться от счастья, даже если работать на него придётся с нуля и до самого конца.
Вадим Богданов, «ИнтерМедиа»