Рецензия на книгу Марии Корниловой «Смешарики. История культовой вселенной»
2024, «Бомбора».
Оценка: 8 из 10.
Расцвет «Смешариков» проходил у меня на глазах: дети научились читать по «смешариковскому» «Букварику» и знали наизусть первые 200 серий проекта. В доме, естественно, водились лицензионные мягкие Крош, Лосяш и другие игрушки, а подшивка журнала «Смешарики» хранится до сих пор. Помню, что к первым выпускам журнала прилагался разворот-«дисклеймер» с портретами и краткими описаниями девяти персонажей. Некоторое время приходилось сверяться с бумажкой с «личными делами», но потом круглые зверушки прочно обосновались на своих местах. Мало того, что мультфильмы отличались простотой, мудростью и местами совсем не детским юмором, нельзя было не восхищаться продуманностью «вселенной Смешариков». Создатели Ромашковой долины явно действовали не наобум, а с чётким планом, что и позволило им так мощно выстрелить и покорить целое поколение детей и их родителей.
Ну а теперь из не очень толстой, но очень информативной книги главного редактора «Смешариков» Марии Корниловой можно узнать, как всё было на самом деле. О том, что идея Ильи Попова и Салавата Шайхинурова о многосерийном мультпроекте и сопутствующем мерче ждала воплощения несколько лет. О том, что медведь Копатыч был сначала бульдогом, пингвин Пин – гусём Гусением, а Совунья не снимала лыж даже дома. О том, что гениально простое название проекта рождалось в нечеловеческих муках – прилагается двусторонний скан листка, исписанного самыми диковинными вариантами, среди которых нет «правильного». О том, что в стране не было производственной базы для создания компьютерной анимации в таких объёмах. Плюс ко всему здесь есть уже развёрнутые портреты персонажей и история их развития, любопытные фан-факты и даже пара тестов на знание материала. Кроме того, из книги можно узнать, какой из выпусков был придуман на спор: сценарист Алексей Лебедев пообещал, что может сделать мульт на любую тему, и его безжалостный товарищ предложил снять выпуск о… проституции. Лебедев справился.
Дети стали старше, а у «Смешариков» начался неудачный или, если хотите, спорный период. На мой взгляд, переход на 3D-анимацию и создание полного метра были ошибкой, но в книге довольно убедительно объясняется, почему это произошло. А попутно Мария Корнилова рассказывает о невидимых миру кризисах, настигавших компанию, у которой вроде бы всё получалось. Необъяснимо срывались выгодные зарубежные контракты, прокат полнометражного фильма не оправдал коммерческих ожиданий, экономические кризисы заставляли сворачивать собственное производство… Решение вернуться в 2D тоже было непростым, но оправдало себя – именно потому, что «поколение Смешариков» не готово расставаться с любимыми героями и их уютной вселенной.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»