Анна Матисон сделала из Сергея Безрукова адвоката «Плевако»
Съёмки исторического детектива «Плевако» завершились в Москве в конце февраля 2024 года. Многосерийная картина рассказывает о легендарном российском адвокате и блестящем ораторе, которого современники прозвали «московским златоустом», – Фёдоре Никифоровиче Плевако. Главную роль в картине исполнил народный артист России Сергей Безруков, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе проекта. В картине также снимаются Николай Шрайбер, Ольга Лерман, Даниил Воробьев, Игорь Гордин, Мария Смольникова, Олег Савцов и др. «Плевако» – это сериал киностудии «Рок», созданный при участии телеканала НТВ и онлайн-кинотеатра Premier.
В 60-х годах XIX века Александр II провёл ряд либеральных реформ, одной из которых была судебная. Важным нововведением стали открытость судов присяжных и право любого подсудимого на защиту. Таким образом к концу 70-х – началу 80-х в Санкт-Петербурге и Москве среди юристов начала выделяться отдельная группа адвокатов, многие из которых были настоящими звёздами, и громкие процессы с их участием стали привлекать сотни зрителей, конкурируя с театральными представлениями. По словам создателей картины, Фёдор Плевако был одним из самых ярких героев того времени. Помимо выдающегося ораторского таланта и природной смекалки он обладал ещё одной важной чертой, отличающей его от остальных адвокатов, – он был из народа. Будучи сам незаконнорождённым, Плевако отлично понимал простых людей и по-настоящему хотел им помогать, что и сделало из него народного любимца.
Режиссёром и автором сценария проекта стала Анна Матисон.
- Вторая половинаXIXвека – расцвет русской адвокатуры, - говорит режиссер. - Судебная реформа 1864 года во всей красе, настоящий независимый суд. Поэтому и адвокаты были личностями. Кого ни возьмёшь, – Плевако, Кони, Карабчевский, Зарудный, – все неофиты, влюблённые в своё дело, эмпирически определяющие, как правильно, собственно, формируя эти правила. Плевако в этом ряду стоит особняком. Он был ещё и одарённым оратором, даже артистом в хорошем смысле этого слова. Добавьте к этому блестящее чувство юмора, и становится понятно, почему на его выступления билеты покупали, как в театр, а цитаты растаскивали на анекдоты.
В 1880 году 38-летний Фёдор Плевако (Сергей Безруков) находится на пике своей формы. У него семья – жена и сын, собственная успешная контора с помощником – продвинутым молодым англоманом Шубнинским, к которому впоследствии присоединится сестра Плевако Юлия – оплот феминизма и передовых идей. А кроме того, множество друзей и добрых знакомых, начиная с высшего света и мецената Саввы Мамонтова и заканчивая бандитами с Хитровки, где Плевако периодически принимает участие в кулачных боях.
Отправной точкой истории станет момент, когда идиллия, выстроенная Плевако, начинает рушиться. Ему предлагают взять дело некой Прасковьи Качки, застрелившей своего бывшего любовника – студента благородных кровей Байрашевского. Именно в рамках этого дела сойдутся интересы целого ряда влиятельных людей, среди которых могущественный советник Александра II Константин Петрович Победоносцев, и мир Плевако окажется под угрозой. Всё усложняется еще больше, когда Плевако внезапно и взаимно влюбляется в супругу льняного магната Марию Демидову.
- Плевако называли гением юриспруденции, - говорит Сергей Безруков. - Его ораторское искусство, сила убеждения и актерское мастерство были совершенно уникальны. На его слушания покупали билеты и ходили, как в театр. Именитые актёры приходили, чтобы посмотреть, как ведёт дело Фёдор Никифорович Плевако. Чехов писал, что «…сколько бы Плевако ни говорил, его всегда без скуки слушать можно». Кстати, я, как адвокат своей роли, хочу сказать, что в картине я не Фёдор Никифорович, а Николай Фёдорович. Мы сняли многосерийный художественный фильм по оригинальному сценарию, а не киномонографию. Это дало нам просторы для фантазии.
По словам артиста, даже внешне его образ во многом отличается от образа самого Плевако.
- Кто-то скажет: «Да, он совсем не похож». А мы и не стремились, - говорит Сергей Безруков. - У нас есть образ адвоката, есть автобиографические детали и главное – есть его дела, которые все перенесены в Москву для удобства восприятия. Всё сделано с большим уважением, с преклонением и любовью к этому человеку.
В каждой серии зрители станут свидетелями не только одного серьёзного дела, основанного на реальном случае из практики Плевако, но и небольших анекдотов – дел, в которых «московский златоуст» буквально одной-двумя фразами сумел повернуть симпатии присяжных в нужную для себя сторону.
Съёмки картины проходили в Москве и Московской области. В проекте задействовано более 270 объектов, около 300 персонажей и около двух тысяч актёров массовых сцен, 16 экипажей и 35 лошадей, более 2500 костюмов. Картина выйдет на телеэкраны в новом телесезоне.
Ранее Сергей Безруков пожаловался, что мошенники чуть не вытянули у него крупную сумму денег. Актер получил голосовое сообщение. Голосом коллеги Константина Хабенского ему сообщили о поиске инвесторов для строительства медицинского комплекса для детей-инвалидов. Сергей Безруков посчитал дело благим, а сумму — приемлемой, и уже был готов выполнить выдвинутые условия. Однако что-то его все же смущало, и он решил лично перезвонить Константину Хабенскому, который опроверг поступившую информацию.