Рецензия на фильм «Мужчина и женщина»: любовь спасёт мир?
Оценка: 7 из 10.
На Московском Международном кинофестивале в рамках конкурса “Русские премьеры” показали фильм «Мужчина и женщина». Режиссёр: Владимир Котт. В ролях: Павел Деревянко, Ирина Пегова, Степан Девонин, Анна Котова, Кирилл Кяро и другие.
О феномене любви рассуждали многие. Греческий философ Платон искал её смысл в диалогах «Пир» и «Федр», Уильям Шекспир показывал опасность великого чувства в «Ромео и Джульетте», а письмо Татьяны к Евгению Онегину - одно из главных проявлений силы любви в искусстве. Режиссёр Владимир Котт решил не отставать от коллег по творчеству. Поэтому сначала написал сборник рассказов «Мужчина и женщина», а после перенёс свои размышления на большой экран.
Итак, перед нами альманах из семи небольших зарисовок из жизни людей, разных по возрасту, достатку, социальному и эмоциональному состоянию. Например, новелла о ветеране боевых действий (Кирилл Кяро) предстает мужской ностальгической исповедью, где герой за рулем такси вспоминает свою жизнь и всех женщин, размышляя об их характерах и темпераментах. Колеся по московским дорогам (странно почему не под композиции группы «Каспийский груз»), он то и дело машинально задается вопросом об идеальных отношениях и, как вечный путник, остается без однозначного ответа.
Про отношения «на века» говорит история пары Гриши (Борис Каморзин) и Ольги (Татьяна Матюхова). Он – майор полиции, она – преподаватель по фортепиано на дому. Нетрудно догадаться, что неумелая игра учеников раздражает супруга во время заслуженного отдыха и просмотра телевизора. Ссора, переходящая в очередную попытку уговорить жену оставить преподавание, становится иллюстраций расхожей фразы «милые бранятся - только тешатся». Однако Владимир Котт знает, что по законам жанра идиллия не может быть вечной, и приготовил для своих героев сюрприз, доказывающий одну простую истину о любви.
О неожиданностях судьбы, в особенности мелких, отлично рассказывает короткий ночной разговор соседей по лестничной клетке. Казалось бы, чем может быть примечательна такая бытовая встреча в дождливую ночь? Однако режиссёр превращает ее в трогательный очерк об одиночестве и необходимости обычных объятий. В подобном поиске теплоты и уюта, пусть и неосознанно, находится герой Павла Деревянко, приехавший в деревню продавать дом бабушки. Для него это не только путешествие в прекрасное и ушедшее детство, в стиле «Афони», но и встреча с давней подругой (Ирина Пегова), которая приносит ужин и топит печь в холодной избе.
Легко предположить, что данная новелла окажется драмой о мимолётной юности, первой влюбленности и мечтах с выводом «раньше было лучше». Впрочем, происходит всё в точности наоборот. История продажи ветхого жилья - самая смешная из всего альманаха. За счет природного обаяния Деревянко и Пеговой история превращается в милый и атмосферный скетч с верным и логичным панчем о возвращении в родные края.
В противовес юмористической деревенской ситуации встает жестокое и неожиданное признание Лены (Анна Котова) своему спутнику жизни Сене (Степан Девонин) в нелюбви, а после и в измене. Здесь на обычной кухне Котт сталкивает оптимизм мужа о возможности преодоления любых семейных проблем с пессимистическим реализмом жены о невозможности быть вместе. И в споре за сохранение общего счастья в моменте, когда, кажется, аргументы супруга сильны как никогда, всё изменяют слова, которые боится услышать каждый отец. Режиссёр разыгрывает с помощью камерности, неожиданности и трагической опустошенности героев театральную постановку с болезненными последствиями для бывших возлюбленных.
Владимир Котт как отец четверых детей с особым вниманием и деликатностью показывает в фильме взаимоотношения ребенка и родителя. В первом случае сантехник (Дмитрий Куличков) приходит на вызов не просто с помощником, а с сыном, отчего сперва заказчица (Ольга Медынич) находится в недоумении. Тем не менее, видя как юнец проворно и правильно чинит кран, её мнение меняется и невольный вопрос «Мальчики, чаю хотите?» не только раскрывает больное прошлое девушки, но и дает понять, что дети в семье – главный признак любви и счастья.
Знает это и мама (Светлана Первушина), чья дочь (Алиса Клагиш) считает себя принцессой и просит на новогодний бал платье. Из всех миниатюрных рассказов именно в новелле «Маленькая принцесса» кроха-героиня ломает четвертую стену и обсуждает со зрителями Оськина, свою школьную любовь, а после учит его вальсу на танцах. В этот момент сразу хочется процитировать строку «Мужчины правят миром, женщины - мужчиной» из композиции «Небо» рэпера Карандаша.
Доказательством этому служат фразы простых людей, которые обрамляют фильм. Рассуждения на тему «Что такое любовь?» в очередной раз служат наглядным примером, что единого значения у слова «любовь» нет. Однако это не повод прекратить его поиски. Ведь, как гласит японская мудрость, «у самурая нет цели, есть только путь». Так и в случае любви: только дорога к ней способна раскрыть смысл этого тайного чувства.
Алишер Улфатшоев