Обзор: «Диско в СССР: лучшие образцы и забытые шедевры»
2024, «Спасибо, послушаю».
Стиль диско в СССР ценили, любили, не запрещали и даже по-своему пропагандировали. Ведущий «Спасибо, послушаю» Андрей объясняет это тем, что танцевальный жанр 70-х ни с какой стороны не мог считаться музыкой протеста, а предназначался исключительно для развлечения. Значит, его влияние на советскую молодёжь было не столь тлетворным, и за «железный занавес» проникали многие лучшие образцы жанра.
При этом русскоязычные песни в стиле диско не были калькой западных аналогов. Потому что у нас в этом жанре выступали – зачастую неожиданно для самих себя – самые маститые и разносторонние композиторы. Так, любитель классики и джаза Александр Зацепин специально изучал иностранные диско-записи, чтобы в конце концов выдать свой шедевральный диско-саундтрек к фильму «31 июня». Знаменитый «Полёт на дельтаплане» Валерия Леонтьева вообще изначально был музыкальной темой Эдуарда Артемьева к фильму «Родня»; потом его переаранжировали, написали текст и сделали хит. Забавно, что к песне довольно сухо отнёсся не только Артемьев, но и сам Леонтьев, который лет тридцать не исполнял её на сольных концертах.
Интересна история взаимоотношений с диско Юрия Антонова. На композитора повлияли два фактора: посещение концерта венгерской диско-группы Neoton Familia и знакомство с биофизиком Леонидом Генделем. Биофизик в свободное от науки время писал тексты для песен – в этом качестве мы его знаем под именем Леонида Фадеева. Не слишком коммуникабельный Антонов был сражён напором непрофессионального поэта, да и тексты ему понравились – один из них лёг в основу диско-хита «Я вспоминаю» («Летящей походкой»).
Таким образом, лучшие образцы советского диско звучали не менее изобретательно, чем мировые хиты. В финале выпуска ведущий «Спасибо, послушаю» даёт некоторые дополнительные рекомендации, куда вошли как очевидные творения Виктора Резникова, так и довольно неожиданные примеры. Так, благодаря выпуску можно будет вспомнить латвийскую группу «Эолика», башкирский ВИА «Радуга» и узнать, какая песня «Верасов» звучит, как «прото-Daft Punk».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»