кадр из выпуска

Обзор: «Стыдные вопросы про музыку / вДудь*»

2024, «вДудь»*.

Анна Виленская – 26-летний музыковед, чьи лекции о популярной и академической музыке собирают миллионы просмотров. У неё особый дар говорить простым языком про довольно сложные вещи, кроме того, у Анны отсутствует характерный академический снобизм. Благодаря этому она не падает в обморок от вопросов про Моргенштерна* и Инстасамку – напротив, охотно размышляет о причинах их успеха и сложности их музыки (что? да!). Кому же, как не Виленской, можно задать самые стыдные вопросы про современную музыку?

Этот выпуск можно разделить на три взаимопроникающие части – можно считать, что Анна прочитала ещё три лекции. Одна из них посвящена самой Виленской, которая рассказала о редкой любви к сольфеджио, музыкальной школе, поставленной на паузу карьере композитора, планах на ближайшие десять лет. Поклонникам Анны всё это будет интересно. Кстати, с мужем, который старше её на 19 лет, Виленская познакомилась максимально романтическим образом: будучи фанатом Radiohead, Евгений посмотрел лекцию Анны про группу – и поехал в Петербург искать её и знакомиться.

Второй пласт выпуска – беседы о классических композиторах, в частности, о Вагнере (что было более чем уместно на фоне его театра в Байройте). Можно узнать, как высокая самооценка Рихарда Вагнера повлияла на всю историю академической музыки. Именно он начал писать оперы с сиквелами и приквелами, складывающиеся во "Вселенную Вагнера" продавать билеты в театр на стадии строительства, убрал оркестрантов в яму и ввёл затемнение во время представлений. До Вагнера публика в опере вела себя довольно свободно, могла ходить по залу и закусывать, но произведения Рихарда требовали к себе уважения, которое стало традицией классических концертов. При этом Вагнер был антисемитом и увёл жену у друга. Анна также рассказала о неблаговидном поступке из биографии Сергея Прокофьева и на примере Шостаковича объяснила, как можно написать «антисоветскую оперу».

Ну а что касается «стыдных» вопросов… Моргенштерна* Анна назвала крутым музыкантом, потому что его творчество реально волнует людей, не оставляет равнодушными. При этом её музыковедческое ухо слышит в припевах Алишера* какие-то сложные навороты, вероятно, получившиеся интуитивно. Песню Инстасамки «За деньги да» Виленская тоже оценила высоко: хороший хук, фонетически привлекательный рефрен, который легко повторить (если не пытаться сделать это по нотам). Кроме того, Анна рассказала о том, как повлиял TikTok на структуру поп-песен, и затруднилась объяснить феномен Тейлор Свифт, музыка которой сделана хорошо, но стандартно. «Может, интерес к Тейлор связан с её личностью?» - предположила Виленская.

В актуальный список гениальных песен Анна включила «Take On Me», «Батарейку» «Жуков» (одновременно смешная и скорбная) и «My Way» (за баланс горечи и тепла). Кроме того, музыковед составила эклектичный Топ10 русскоязычных песен XXI века, которые стоило бы завести инопланетянам. Последние будут определённо поражены разнообразием примеров в диапазоне от «Нас не догонят» и «Чёрного бумера» до «Moscow Never Sleeps» и «Татарина» «Аигел».

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

* Юрий Дудь и Алишер Моргенштерн признаны в РФ иноагентами

Последние новости