Обзор: «По волне моей памяти»: лучший советский альбом. Сентиментальная прогулка
2024, Святослав Иванов.
Невероятно правильный ход от Святослава Иванова: рассказывать про первый концептуальный альбом советской поп-музыки в режиме прослушивания. На протяжении всего выпуска «По волне моей памяти» то звучит фоном, а то выходит на первый план, да ещё в режиме «караоке»: зрителю таким образом очень наглядно показывается, насколько непростые тексты использовал Давид Тухманов. Что характерно, у публики не возникает вопросов, почему такая сложная работа с элементами арт-рока, прог-рока и психоделики вызвала ажиотаж – пластинка быстро исчезла с прилавков советских магазинов и продавалась по спекулятивной цене.
За время звучания «По волне моей памяти» Иванов успевает рассказать и об истории создания альбома, и о его значении, и о стилистике песен, и о музыкантах, их записывавших, и о вариантах обложки. Вообще по пластинке Тухманова можно снять пару десятков обзоров, но автор постарался уместить в 45 минут всё самое главное. Ряд моментов проговорён довольно бегло – например, о том, что Александр Барыкин (Бырыкин, песня «Дитя, сестра моя») и Людмила Барыкина («Смятение») не были ни родственниками, ни даже однофамильцами, что Александр Лерман («Сердце, моё сердце») эмигрировал и не попал в выходные данные, и т.д. Чуть подробнее Святослав Иванов остановился на судьбе Натальи Капустиной, проникновенно исполнившей «Из Сафо». Её девичья фамилия – Шнайдерман, она тоже уехала из страны и не была указана «в титрах». Но в Америке она сделала довольно яркую актёрскую карьеру под именем Наташа Шнайдер и даже сотрудничала в качестве клавишницы с группой Queens of the Stone Age. Как говорится, узнай что-то новое про альбом, который послушал 100500 раз.
Иванов также рассказывает о роли тогдашней жены Тухманова Татьяны Сашко в подборе литературного материала для альбома, не забыв восхититься тем, какие отборные бунтари и скандалисты (от Бодлера и Шелли до Сафо и Верлена) значатся среди авторов стихов. Почти все участники записывались отдельно друг от друга, не представляя, какой будет пластинка в финале. Это знал только Давид Тухманов, любитель сложных аранжировок и неоднозначных жанров: кроме арт-рока и прогрессива, на диске можно услышать фанк, хард-роковый фрагмент, речитатив и многое другое; главный поп-хит «Из вагантов» назван «разбитным барокко». Кроме того, автор обращает внимание на «симметричное» расположение треков (общими признаками объединены первый и последний, второй и предпоследний и так далее) и на использование одних и тех же тем, даже самоцитат в разных песнях. Отдельная главка посвящена сентиментальным комментариям слушателей «По волне моей памяти» разных лет. Этот момент мне сначала показался спорным, но потом я понял, что он помог автору рассказать о частных впечатлениях от пластинки, не впадая в какие-то личные воспоминания и не делая весь выпуск излишне эмоциональным.
Наконец, Святослав Иванов берётся объяснить, в чём именно заключается концепция «главного концептуального альбома в советской поп-культуре». Если говорить без особого умничанья, это «альбом о силе искусства». Коротко и ясно.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»