Обзор: «Глюк’oZa» — как виртуальная группа стала певицей»
2024, «Истории русской попсы».
Удивительно своевременный выпуск: интернет как раз наполнен сообщениями о скандальном выступлении Глюкозы в Красноярске, так что жизнеописание проекта отлично сочетается с известиями про проклятья и извинения. Ещё удивительнее выглядит тот факт, что «Истории русской попсы» с рассказом о Глюкозе вышли за день до инцидента на Дне металлурга. Жизнь – лучший драматург, а случайные совпадения иногда бывают на редкость уместными.
Про историю «Глюкозы», которая из виртуального мультяшного проекта в какой-то момент превратилась в живую симпатичную Наташу Ионову, я сам писал много раз. Одно время в новости «ИнтерМедиа» про Глюкозу я требовал обязательно добавлять кавычки, чтобы подчеркнуть, что «Глюкоза» - проект, а не певица, потому что поёт там не Ионова. Об этом же в «Историях русской попсы» говорит автор Олег Кармунин, при этом не отвечая на сакраментальный вопрос, а кто поёт-то. Пруфов нет, свечку никто из журналистов не держал, так что свои версии каждый отстаивает бездоказательно. В какой-то момент кавычки от Глюкозы отпали, и знаете, почему? Потому что Наташа Ионова очень достойно представляла этот бренд, слилась с ним в зрительском сознании, и стало неважно, кто записывал гнусавым голосом фонограммы первых двух альбомов. Может, Максим Фадеев тайно экспериментировал с искусственным интеллектом ещё в 2003-м?
В 2006 году Наталья Ионова вышла замуж за бизнесмена Александра Чистякова и выкупила проект у Фадеева. После этого она могла заказывать у него песни, потом стала покупать их у других авторов. При этом она никак не использовала ранние мультяшные наработки тех времён, когда «Глюкоза» была виртуальной группой. Олег Кармунин называет это «убийством проекта» и считает, что после 2006 года Ионова стала тривиальной поп-певицей, не очень достойной грандиозного старта «Глюкозы». Тут я позволю себе не согласиться с коллегой: развиртуализация Глюкозы произошла ещё при Фадееве. Да, виртуальный проект был остроумно придуман (не с первой попытки; об этом тоже говорится в выпуске), реализован и визуализирован с помощью компьютерной анимации. Рынок был разогрет и подготовлен к гастролям модного проекта, планировалось, что концерты артисты тоже будут давать анонимно, чуть ли не в виде мультипликационных изображений на экранах. Звучало это круто и стильно, но не было реализовано по одной элементарной причине: русский шоу-бизнес. Повесить белую простыню, включить фонограмму и назвать это гастролями «Глюкозы» мог любой ушлый промоутер в любом городе, и Максим Фадеев понимал, что у него нет ресурса с этим бороться. Поэтому нужно было показать живую Глюкозу – и Наташа на том этапе отлично справилась с этой ролью.
В выпуск, естественно, не попала красноярский случай, зато рассказано о «голой вечеринке», после которой Фадеев осерчал на безнравственную Ионову и возродил проект «Глюкоза» со старым вокалом. Ситуация с двумя проектами с одинаковым написанием, возможно, выглядит комично, но после инцидента в Красноярске данная «история русской попсы» может приобрести драматический оттенок.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»