Рецензия на фильм «Собиратель душ»: Слава Николасу Кейджу!
Оценка: 8 из 10
Канадский фильм ужасов «Собиратель душ» вышел в российский прокат 25 июля 2024 года. Режиссёр: Осгуд Перкинс. В ролях: Майка Монро, Николас Кейдж, Блэр Андервуд, Алисия Уитт и другие.
У нового хоррора Осгуда Перкинса («Февраль», «Гретель и Гензель») есть все шансы стать самым громким и прибыльным фильмом ужасов в году, но и у такой славы есть цена. Американский прокатчик Neon, чья «Анора» победила в Каннах, провёл образцовую маркетинговую кампанию для «Собирателя душ», тем самым подложив кукольную свинью Осгуду Перкинсу, ведь это именно его зрители будут винить в своих неоправданных ожиданиях. А ведь на самом деле Перкинс снял типичное для себя кино: тягучее, атмосферное, манерное и формалистское до мозга костей – ровно такими же были и три предыдущих его полных метра.
Здесь больше сатанинского китча, чем хоррора, больше эстетства, чем приземленного детективного нарратива. Здесь нет того холоднокровия, с каким Джонатан Демме делал легендарное «Молчание ягнят», зато есть нигилизм Роба Зомби и ехидство Ари Астера, а этими референсами по понятным причинам намного сложнее продавать фильм широкому зрителю. В итоге получилось, что завлекали его условно на «Техасскую резню бензопилой» (хороший фильм), а показали «Техасскую резню бензопилой 2» (тоже хороший фильм, но уже иронично).
Спецагент Ли Харкер (Майка Монро, отличная) присоединяется к поимке серийного убийцы по прозвищу Собиратель душ. Из улик у полиции только похожие письма на местах убийств – все подписанные «Longlegs». Преступления однотипные: отцы убивают всех членов своей семьи и затем кончают жизнь самоубийством. Так продолжается десятилетиями, но с приходом Харкер в деле происходит важный сдвиг, во-первых, потому что в детстве она лично столкнулась с Длинноногим, а во-вторых, потому что у неё есть скрытые экстрасенсорные способности.
Последнее добавляет в сюжет паранормальной мистики, и это не единственный её элемент. На этом моменте фильм потеряет часть своей аудитории, пришедшей смотреть суровый криминальный детектив, а ещё больше зрителей отпадёт, когда происходящее на экране снимет маску серьёзности и покажет всем свою кэмповую натуру. Это произойдёт примерно тогда, когда феерический Николас Кейдж в неестественном гриме начнёт неистово орать за рулём автомобиля, чтобы мама родила его обратно. Но именно это и есть точка невозврата: теперь вы либо до самого конца с Перкинсом, либо это только что была ваша остановочка.
«Собиратель душ» — прежде всего стилистически выразительный хоррор. Оз Перкинс максимум своих усилий вкладывает в атмосферу фильма, а она сатанинская и оккультная. Игра с форматами кадра, длинные холодные планы, акцент на тенях, шумах, скрипах, вздохах и резких вспышках выраженного насилия усердно оттягивают наше внимание с незаурядного сюжета. Чистокровный слоубёрнер, где крадущаяся операторская работа и загробный саундтрек Zilgi беззаветно служат своему идейному лидеру Осгуду Перкинсу, которому ощущения иррациональной паники дороже внятных повествовательных конструкций. А такое, как известно, любят далеко не все.
Вадим Богданов, «ИнтерМедиа»