Рецензия на фильм «Империя»: Абсурд, пришельцы и немного сатиры
Оценка: 6 из 10
Французский фантастический фильм «Империя» выходит в российский прокат 1 августа 2024 года. Режиссёр: Брюно Дюмон. В ролях: Лина Кудри, Анамария Вартоломеи, Камилль Коттен, Фабрис Лукини, Брэндон Лукини и другие.
Простой деревенский парень Джони (Брэндон Влиге) из французской глубинки оказывает правой рукой лидера злого инопланетного клана, цель которого – вырастить среди людей своего преемника. У Джони много приспешников, но есть и враги: главная среди сопротивления – девушка по имени Джейн (Анамария Вартоломеи), от действий которой зависит дальнейшая судьба Земли. Люди при этом продолжают заниматься своими привычными делами, домохозяйки ходят за покупками, местные полицейские пытаются расследовать странные дела, что творятся в округе, и никто не замечает, что где-то на периферии идёт грандиозная битва добра со злом.
Мы живём в той вселенной, где Зак Снайдер снимает «Мятежную луну», и в его адрес выписывают добротный ушат помоев, а когда французский режиссёр Брюно Дюмон делает буквально то же самое, ему за это дают приз жюри Берлинского кинофестиваля. И это очень даже правильная вселенная.
«Империя», или как фильм хочется назвать точнее, «МЕМперия» — это, по сути, продолжение сериала Дюмона «Кенкен и инопланетяне». Только без самого Кенкена и в форме полнометражного кино. Фильм, который назойливо испытывает терпение зрителей, не открестившихся от творчества режиссёра после его предыдущей, крайне саркастичной картины «Суперзвезда» с Леей Сейду. Но парадоксально: если аудитория у фильмов Дюмона становится всё меньше, бюджет, наоборот, увеличивается. Здесь перед нами настоящая космо-опера со спецэффектами и страстями галактического масштаба.
Сюжет описывать – задачка непростая. Смотрели «Нули и единицы» Абеля Феррары? Ну, так вот, здесь тоже есть Нули и Единицы: так называются два противоборствующих инопланетных клана. Пока люди ведут привычный образ жизни, на Земле бушует страшная война между силами добра и зла. Показано всё это на чистом абсурде и в китчевой манере, где смешиваются базовые архетипы научно-фантастического жанра в огромный салат для любителей разжёвывать людям, где на что оммаж, где какой референс. Как только вы начнёте объяснять все эти выложенные на блюдечке отсылки, то знайте, вы только что проиграли.
«Империя» — это кино для убеждённых фанатов Дюмона, которые за него готовы и в тихий омут, и «29 пальм» пересмотреть. И если вы такой, то вы и так знаете, что все герои Дюмона немного не от мира сего. А некоторые очень даже много. Вы также поймёте, что за резкой пошлостью и творящимся на экране труднообъяснимым хаосом скрывается пара-тройка социальных подтекстов, которые в кинематографе француза всегда тонко вплетались в экспрессивную деревенскую эстетику его персонажей. Неспроста, что космический корабль сил зла изображён в виде Версальского дворца. Неспроста люди на контрасте с пришельцами изображены ещё более инопланетно и гротескно.
Это кино во многом о невидимых нашему глазу (порой осознанно) битвах добра и зла, к которым мы, люди, в большинстве своём предпочитаем оставаться непричастными. А порой и вовсе узнаём про них исключительно через мемы в интернете (то есть воспринимаем ужасное через смешное, тем самым отрицая ужас реального мира… а стоит напоминать, что Дюмон по образованию философ?). Да, это не пародия и не игра в жанровое кино. Это авторская сардоническая сатира. Сатира для смеха с серьёзным лицом.
Вадим Богданов, «ИнтерМедиа»