В «Стальном сердце» Никита Ефремов остался без крови, но с золотым зубом
Фэнтези "Стальное сердце" про Илью Муромца и Соловья-Разбойника, которые в костюмах роботов сражаются в современном мире, выйдет на экраны в мае 2025 года. Gazetametro узнали, как создавали грим и сложный костюм для главного злодея в исполнении Никиты Ефремова.
Художник по гриму Ксения Максимова рассказала Metro, что, разрабатывая образ Соловья-Разбойника, она вдохновлялась богом скандинавской мифологии Локи.
– Нашему герою очень подходили хитрость, коварство и, конечно, красота Локи. И всё это отлично сочеталось с органикой Никиты Ефремова, – говорит Ксения Максимова. – Муромца же мы делали похожим на мощного гнома, который при этом был бы не только сильным, но ещё и добрым.
Так как в фильме есть исторические и современные сцены, персонаж Ефремова тоже изменялся.
– На историческую часть мы делали ему рыжую бородку, а к парику пришивали длинную косу. На современную часть оставляли только рыжий удлинённый парик. Слегка выбеливали кожу, так как по сюжету Соловей пил зелье, чтобы дожить до наших времён, и подразумевается, что крови в его теле практически не осталось.
Делали рыжими актёру и брови. Почему выбрали для Соловья именно такой цвет?
– Потому что я сама рыжая, – шутит художник по гриму. – А ещё этот цвет волос испокон веков ассоциируется с чем-то потусторонним.
Соловей-Разбойник, как мы помним из былин, поражал противников страшным посвистом. У героя из "Стального сердца" знаменитый зуб уже отсутствовал и был заменён вставным золотым.
– Мы делали слепок зуба актёра и по этому слепку изготавливали фиксу на зуб. Делали коронку таким образом, чтобы было ощущение, что этот золотой зуб вручную ковал кузнец, – уточняет художник по гриму. – Фиксу, конечно, делали не из золота, а из металла, а потом красили в золотой цвет.
По словам Ксении, главной сложностью на проекте, как это часто и бывает, была работа с постижем (так называют любое изделие из волос).
– У каждого художника существует свой способ работы и своя техника, – рассказывает Ксения Максимова. – Парик Соловья-Разбойника делался по меркам Никитиной головы, поэтому сел он на него идеально. Парик на всю картину был один, но обычно делают два, на всякий случай. Для изготовления его использовались натуральные рыжие волосы. Чтобы придать волосу фактуру, перед тем как его тамбуровать в тюль, волос химически обрабатывался.
Но бороду изготавливали из синтетического волоса, который лучше переносит непогоду, влажность и другие испытания:
– Мы применяли технологию поволоскового вклеивания, клеили бороду на специальный клей, который выдерживает даже большой поток воды.
Для фильма создали пять робокостюмов: для Ильи Муромца, Соловья-Разбойника, Лихо Одноглазого, Жар-Птицы и Паука. В картине на арене будет сражаться ещё и Змей Горыныч, но его в итоге было решено делать полностью компьютерной графикой.
– Каждый костюм был по-своему уникальный. Например, робот у Ильи Муромца – самый плечистый, 1,3 метра в ширину. У Жар-Птицы крылья горят настоящим огнём, поэтому в костюме была предусмотрена система подачи газа и весь он был выполнен из огнеупорных материалов, – рассказал Metro, руководитель компании "Русские каскадёры" Александр Стеценко, которая занималась созданием трюкового реквизита, костюмов и постановкой всех трюков в фильме. – Соловей-Разбойник – это робот почти в 2,7 метра, поэтому в нём предусмотрена система ходулей. Он самый большой и самый тяжёлый робот. Во время битв на ходулях передвигались каскадёры, но актёру Никите Ефремову тоже пришлось сниматься в этом робокостюме, в сценах без шлема. Он тоже двигался в костюме на ходулях, но его, конечно, в такие моменты съёмок брали на страховку.
Над проработкой образов сказочных роботов работала целая группа художников и бутафоров. Предварительно они изучали изображения в былинах и русских народных сказках.
– Тут ещё важен был момент, что по сюжету роботов придумывают дети, а не взрослые инженеры на крупной корпорации, – говорит Александр Стеценко. – Каждый робот – это разработка какой-то отдельной школы. Поэтому мы пытались придумать, как бы это могли увидеть и придумать дети. Мы во время работы над образами отрисованные эскизы показывали детям разного возраста и интересовались, нравится – не нравится, а что бы они здесь добавили.
Робокостюмы изготавливали из современных материалов, многослойных, многопрокладочных, которые при определённой своей жёсткости остаются всё-таки мягкими.
– У всех костюмов очень сложная система креплений к телу. Под костюмом робота находился спецкостюм с крепежами, подвесами, замочками, и к ним крепились отдельные части робота, – продолжает Александр Стеценко. – Отдельная история – система перемещения суставов. Мы 4 месяца доводили до ума суставы, чтобы в кадре движения героев были плавными. Плечевой сустав переделывали раз восемь, потому что он то и дело не выдерживал тренировочный бой.
По словам собеседника, костюмы они не жалели, били их максимально. Оружие, конечно, было мягкое, но удары очень даже реалистичные, поэтому что-то постоянно отваливалось, проминалось:
– По истории роботы у нас металлические, поэтому мы решили, что при каждом ударе по костюму должны лететь искры. "Искры" ставились поверх костюма, на пультах, на программах, чтобы в момент удара срабатывали искровые. Так как это пиротехнические изделия, то костюмы сразу покрывались грязью, пылью. Поэтому практически после каждого дня съёмок нужна была реставрация. Художники всю ночь сидели и красили костюмы, готовили их к новым боям в кадре.