Обзор: «Как Юрий Лоза изобрел хайп 40 лет назад (и что сам сделал для музыки)»
2024, «Спасибо, послушаю».
Фигура Юрия Лозы долго ждала ироничного исследователя в лице ведущего канала «Спасибо, послушаю» Андрея - и наконец дождалась. В телеграме «Спасибо, послушаю» появился дисклеймер следующего содержания: «Лоза сидел в тюрьме, Лоза - сценический полупсевдоним, у Лозы есть песня про друга-гея. Один из этих фактов – правда, а два других тоже правда. Совы не то, чем кажутся, а Лоза тем более». Как после такого приглашения к просмотру не включить ролик?
Для начала Андрей в сдержанно саркастической манере описывает актуальные деяния Юрия Лозы – критику великих музыкантов, пропаганду теории плоской Земли, а также высказывание экспертных мнений по любым вопросам, в том числе и по тем, в которых его мнения никто не спрашивал. Это всё известно, очевидно, но по-прежнему смешно. На затем автор предлагает сильнее углубиться не в состояние мозга артиста, а в его творческую биографию.
В принципе, она ни для кого не секрет, хотя многие уже и не помнят, что у апологета плоской Земли были песни помимо «Плота». Между тем в музыкальной карьере Лозы хватало и скандалов, и резких стилистических виражей. В 18 лет он попал в группу «Интеграл», руководитель которой Бари Алибасов отверг почти сотню песен, которые предлагал для ансамбля начинающий автор Юрий Лоза (тогда его фамилия произносилась с ударением на первый слог). Во времена «Интеграла» произошла также глупейшая история с похищением собственных гитар, в результате которой Юрий оказался в СИЗО. Алибасов сумел разрулить ситуацию, но в конце концов они с Лозой разругались так, что потом не общались 30 лет.
Лоза переехал в Москву и «случайно» записал в сопровождении группы «Примус» (лидер которой Ярослав Ангелюк находился в отъезде) альбом «Путешествие в рок-н-ролл». Спустя 40 лет ведущий «Спасибо, послушаю» высоко оценивает пластинку, ведь танцевальный рок с сатирически-бытовыми текстами звучал весьма оригинально для тогдашней советской сцены (для нынешней российской тоже, если вдуматься). Одна из песен называлась «Мой приятель – […]», причём в тексте это рифмовалось с «я и сам такой».
С «Примусом» Юрий Лоза тоже быстро разругался и примкнул к «Зодчим», где продолжил трудиться на музыкально-сатирической ниве. Иногда на концертах он сольно исполнял свои лирические песни, в том числе «Плот», но они большим успехом тогда не пользовались. Алибасов, кстати, забраковал «Плот» ещё в 1982 году.
В 1987-м Лоза начал сольную карьеру. Ему по-прежнему неплохо удавались юмористические песни («Веселье новогоднее», «Исполнительный лист»), но тут «Плот» с очередной попытки наконец «зашёл» широкой аудитории. Кстати, в выпуске предлагается сравнить этот шедевр с песней группы Styx «Boat on the River». По небезынтересной версии «Спасибо, послушаю», примерно с этого момента из творчества Лозы ушли юмор и сарказм, и следующие десятки лет он пишет и поёт «скучные песни про любовную любовь». По мнению Андрея, «экспертиза» Лозы по всем вопросам – не что иное, как своеобразная сублимация артиста: раньше у него были смелые и неоднозначные песни, нынче – экстравагантные высказывания в блоге и СМИ.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»