Павел Киреев

Ефим Шифрин рассказал, как расплачивался за пародии

Концерт Ефима Шифрина "Stand-up и... немножко музыки" состоится 8 октября 2024 года в Театре Эстрады. Накануне мероприятия известный артист пришёл в редакцию Metro и рассказал о первых шагах на эстраде и детских шалостях.

Самой первой и верной любовью артиста остаётся юмор.

– Событие, которое случится 8 октября, для меня очень важно, – отмечает Ефим. – Это то, с чего я начинал. Просто раньше мы называли этот жанр эстрадой, а потом поколение, которое дышало нам в спину, переименовало его в стендап. Им кажется, что это формат новый, но я должен развеять их заблуждение. Мы как могли занимались развитием стендапа и в советское время.

Правда, всё же определённые отличия стендаперов от артистов эстрады Шифрин признаёт.

– Конечно, молодёжь гораздо свободнее, у них практически нет тормозов в темах, в жестах, – замечает артист. – Мне в моём возрасте уже ничего не стыдно, но у меня остаются рамки, за которые я боюсь и не хочу выходить. Вспоминая о своих первых шагах на сцене, Ефим Шифрин неожиданно сознаётся, что о некоторых успешных номерах он хотел бы забыть. – Я придумал себе образ этакого недотёпы, который говорит ужасно противным тенором, – рассказывает артист. – Этот тягучий голос я не могу сейчас слышать. Если бы мог, уничтожил бы все записи с ним.

А вот чем Ефим Шифрин искренне гордится – географией своих гастролей.

– За 46 лет не осталось места в России, где бы я не выступал, – уверяет он. – Когда начинал, куда я только ни ездил. Я был в Лангепасе, когда он ещё стоял на сваях, я был в городках, которые только появлялись на свет, ночевал в рабочих общежитиях. Мы не знали, что такое райдер. Мы с Валей Толкуновой однажды приехали выступать на завод в Выксе. И в красном уголке не хватило места для всех зрителей. Тогда на заводскую площадь выкатили грузовик, борта откинули, поставили в кузов динамики. Сначала Валя туда забралась, выступила, потом я. Вот так мы работали с аудиторией.

На вопрос от поклонников, с каким анекдотом он смог бы сравнить свою жизнь, Ефим Шифрин уверяет, что чувствует себя скорее героем сказки.

– Я чувствую себя Золушкой, которой привалило счастья просто так, – уточняет он. – Мне так повезло – и в друзьях, и в работе. Я служу в Театре мюзикла, и всем моим коллегам не более 35 лет. Я там самый старый, а чувствую себя, как будто мы одного возраста. Я же сейчас должен быть в санатории в Ессентуках, сидеть в пижаме и с ровесниками говорить об артрозе. А мне жизнь даёт такую возможность – работать и дарить людям радость.

Первые выступления в юмористическом жанре у Ефима Шифрина состоялись в раннем возрасте, хотя само детство у будущего артиста проходило в суровых условиях.

– Папа – бывший заключённый, репрессированный. Когда я родился, ему было 46 лет, а маме – 41 год, – рассказывает Ефим. – Мы жили на Колыме. Я был болезненным ребёнком, каждый месяц – ангина и воспаление лёгких. Так что меня постоянно кутали и очень берегли. Единственное, что от меня родители требовали, – учиться хорошо и много читать.

Но в школе Ефим учился не только классическим наукам, но и искусству пародии. Правда, не все смогли тогда оценить его талант по достоинству.

– Опыт нарабатывания артистических навыков, общения с аудиторией, конечно, не всегда был безболезненным, – со смехом признаётся комик. – Мальчишкой я иногда переходил границы, когда пародировал одноклассников. Изобразишь своего соседа по парте – получишь тычку. Не всем нравится, когда над ним смеются.

Но талант не спрячешь, и Ефим, несмотря ни на что, выходил со своими юмористическими номерами на более широкий уровень – школьных выступлений.

– На концертах я отрывался на учителях, – сознаётся он. – Подмечал смешные моменты. Например, показал как-то нашего химика, который смешно поправлял штаны. Хотя мы его по имени не называли, но все понимали, о ком идёт речь. Все хохотали. Ну, конечно, потом я получил тройку на выпускном экзамене по химии.

Но более серьёзные последствия за «сценические выходки» Шифрина ждали впереди.

– Это случилось в год Олимпиады в Москве. В то время все тексты перед публичным выступлением должны были быть утверждены в нескольких культурных инстанциях. А у меня был текст Жванецкого, который мне очень нравился. И я его прочитал в Летнем театре ВДНХ до утверждения. А в тот день в зале была комиссия... – рассказывает Ефим. – Сейчас сложно понять, что могло вызвать критику. Начинался текст со слов: "Я люблю засыпать и просыпаться в запасах. Весь в продуктах". Тогда эта фраза вызывала хохот, потому что был сплошной дефицит. Комиссия же посчитала, что этот текст "за гранью". И всё, меня сняли со всех афиш. Я очень страдал, потому что не понимал, чем это закончится.

Ефим Шифрин – одно из ярких доказательств того, что спортом и – довольно серьёзным – можно начать заниматься и в зрелом возрасте.

– Я в 37 лет впервые пришёл в спортзал, и первое моё достижение – я ни разу не смог подтянуться, – вспоминает наш гость. – Я был совершенным ботаном, стоял там, озирался на всех, меня раздражал запах пота. Я не понимал, зачем люди занимаются этим спортом. Но я знал, что мне нужно измениться.

Импульсом для начала новой жизни стал взгляд на себя со стороны.

– Однажды я сидел в гостинице в каком-то городе и смотрел по телевизору "Вокруг смеха" со своим участием, – рассказывает Ефим. – И вдруг я посмотрел на себя как на чужого человека. Я увидел на экране ещё молодого мужчину, у которого уже появился живот. И тут меня пронзила мысль, что моё актёрское будущее будет зависеть от этого человека, который уже себя запустил.

По признанию Ефима Залмановича, благодаря спорту он изменился кардинально не только внешне, но и внутренне.

– У меня было огромное количество комплексов, – удивляет нас, казалось бы, всегда раскованный юморист. – Я себя не ощущал свободным, сильным, смелым, я очень долго стеснялся на сцене. Было ощущение, что профессия то приплывает ко мне, то уплывает, потому что я не чувствовал внутренней силы и не понимал, как она связана с внешней. Сомневался, ну, будут у меня бицепсы, неужели я изменюсь? Изменился. Я почувствовал, что стал другим человеком, что я выгляжу иначе, что я могу даже раздеться на сцене и на экране и не стесняться. Ладно, я некрасивый, зато теперь я здоровый.

Свой спортивный рекорд Ефим Шифрин поставил благодаря... обману тренера.

– Меня в тот день снимали. А вы знаете, что значит для артиста камера и внимание? Мне тренер говорит, давай попробуем 110 (кг) выжать! Я засомневался, потому что до этого только 100 выжимал. Говорю, ну давай. Я выжал три раза и крикнул в камеру: "110!" А он меня поправляет: "115". Представляете? Он меня надул, потому что страх забирает силы. Скажут, что штанга на 200 килограмм, ты и 20 не поднимешь, потому что сама цифра пугает.

Последние новости