Интеллектуальная собственность в дизайне: инструкция по применению
Представителям креативных индустрий необходимо использовать инструменты интеллектуального права и современные цифровые сервисы, чтобы защитить продукт перед выходом на рынок. С таким тезисом Наталья Беленькая, руководитель цифрового сервиса депонирования n'RIS, выступила перед участниками проекта «Фабрика дизайна 3.0». Он реализуется Союзом Дизайнеров России и Агентством креативных индустрий (АКИ) при Департаменте культуры города Москвы. На вебинаре юрист рассказала дизайнерам об истории интеллектуальной собственности, нюансах работы с договорами и преимуществах цифрового депонирования. Редакция приводит основные тезисы эксперта, которые будут полезны всем креаторам.
Что такое интеллектуальная собственность
Интеллектуальная собственность — это права на результаты творческой деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Сюда входит, например, исключительное право – это когда только владелец может разрешать или запрещать использование своего творения. Также есть неотчуждаемые личные неимущественные права вроде авторства и права на имя. Существуют особые права, как право следования: оно позволяет художнику получать процент с каждой последующей продажи его картины.
Интеллектуальное право начало формироваться в XV веке в Венеции, когда дож предоставил архитектору Филиппо Брунеллески исключительное право на использование изобретенного им поворотного крана. В последующие века подобные привилегии постепенно превращались в законы. Законы адаптировались к новым технологиям, будь то книгопечатание или интернет. Интеллектуальное право стимулирует творчество и дает возможность зарабатывать своим умом и талантом, но при этом также учитывает интересы общества. Поэтому существуют законы об обязательном экземпляре и разрешается свободное использование произведений для образовательных и научных целей.
Среди факторов, которые сегодня влияют на сферу интеллектуальной собственности, Наталья Беленькая назвала распространение интернета: «Соцсетями пользуются 4,6 млрд пользователей. 1,5 млн аккаунтов создается в мире ежедневно. Отрасли экономики “переезжают” в цифровой мир, и интеллектуальная собственность следует за ними. Пару десятилетий назад копирование и распространение контента в цифровой среде привело к всплеску пиратства. Сегодня в сети появилось множество легальных инструментов потребления контента и распоряжения правами на него: стриминговые сервисы, биржи интеллектуальной собственности».
Виды интеллектуальной собственности
Интеллектуальная собственность включает музыку, фильмы, книги и компьютерные программы. Также к ней относятся другие результаты творческой деятельности и гибридные объекты, такие как базы данных, которые защищаются авторским и смежным правом. К последнему, например, относятся, например, телепередачи и звукозаписи.
Технические и дизайнерские решения охраняются патентным правом. Госорган выдаст патент, если эксперты убедятся в новизне, оригинальности и технической воспроизводимости решения. Наталья Беленькая рассказала о такой форме интеллектуальной собственности, как ноу-хау или, проще говоря, секреты производства. Это ценная информация, которую компания держит в тайне, чтобы сохранить свое преимущество на рынке. В отличие от патентов, которые нужно официально регистрировать и за которые нужно платить, ноу-хау не требует таких формальностей. Главное — сохранить секрет! Наконец, к средствам индивидуализации относятся товарные знаки, наименования мест происхождения товаров и некоторые другие режимы охраны.
Дизайнерам пригодится патент на промышленный образец: «Этот режим защищает эстетические свойства объекта, например рисунок, орнамент. Располагая таким патентом, дизайнер сможет пресечь не только буквальное воспроизведение продукта, но и подражания, попытки паразитировать на визуальном коде».
Коммерчески перспективный объект охраняется сразу в нескольких режимах. Бутылка кока-колы — это клубок патентов на изобретения и промобразцы, ноу-хау, авторских прав на конструкторскую документацию, товарных знаков. Охраняются и форма бутылки, и материал, запатентован даже пресс для производства крышечек, и сам рецепт напитка. «Перед тем как выводить продукт на рынок, компании нужно тщательно продумать, что и каким способом будет охраняться. В космической отрасли, где я работала раньше, патентуют далеко не всё, ведь аппараты сгорают в атмосфере при падении, а значит, воспроизвести их методом обратного инжиниринга едва ли будет возможно», — отметила Наталья Беленькая.
Зачем нужно депонирование
Регистрация промышленного образца или изобретения в государственных органах — трудоемкое и небесплатное предприятие. Тот же дизайн по умолчанию охраняется авторским правом с момента создания. Набросок в «Иллюстраторе» или КАДе уже представляет собой результат интеллектуальной деятельности, выраженный в объективной форме.
Регистрировать права на эскизы и чертежи в госорганах по закону не надо, однако объект целесообразно депонировать — поместить в такое место, где его нельзя будет изменить. При депонировании фиксируются дата, время и авторство. Это подтверждение приоритета на случай споров. Удобный способ депонирования — разместить креативный продукт в защищенной ячейке сервиса n’RIS. На платформе есть специальный раздел для дизайнеров, фотографов и художников, где можно хранить коллекции изображений. Кроме того, вся информация об объекте попадет в распределенный реестр РЦИС.РФ. N'RIS — узел этой инфраструктуры.
Депонировать объект можно и бесплатно, достаточно опубликовать материал в блоге. Но в этом случае автору придется сразу столкнуться с последствиями обнародования продукта, ему понадобятся ресурсы для борьбы с пиратами и плагиаторами.
В материале на сайте IPQuorum основатель системы управления правами на интеллектуальную собственность IREG, доктор юридических наук Галина Добрякова приводит такой кейс: «В моей практике был случай, когда исполнитель предоставила креативную концепцию проведения мероприятия — ралли в Сочи — и получила отказ из-за ограничений в бюджете. На ее удивление на следующий год мероприятие все-таки провели, но уже без нее, хотя концепция полностью совпадала». Она отмечает, что для клиента это стало хорошим уроком: с тех пор она всегда депонировала презентации на одном из цифровых сервисов.
Договоры: не дать себя обмануть
Права на служебные произведения принадлежат компании. Права на произведения, созданные по договору авторского заказа, сразу переходят заказчику. Порой условия договора формулируются недостаточно четко. «Иногда из договора на выполнение НИОКТР невозможно понять, кому принадлежит результат. Лайфхак: если правообладатель неясен, исключительное право остается за автором», — рассказала Наталья Беленькая.
За служебные результаты интеллектуальной деятельности автору выплачивают дополнительное вознаграждение. Ставки этого вознаграждения за изобретения определяются Правительством РФ, за произведения — договорами и внутренними регламентами компании.
Иногда дизайнеру, работающему с предприятием по модели роялти, важно убедиться в честности контрагента. Наталья Беленькая объяснила, что право на доступ к производственным мощностям и обязанность отчитываться о тиражах продукции можно легко прописать в договоре. В преддверии переговоров полезно оценить выручку клиента по базе «Спарк-Интерфакс». Если дело дойдет до суда, первичную документацию о тиражах затребует уже судья.
Главное, чтобы идею не украли еще на этапе конкурсных процедур. Чтобы этого не произошло, нужно вовремя депонировать чертежи, тексты, изображения и другие материалы.
Выводы. Как защитить интеллектуальную собственность в дизайне: советы и инструменты
- Понимание интеллектуальной собственности: Включает авторские права, патенты, товарные знаки и секреты производства (ноу-хау). Права на дизайн могут быть защищены с помощью патентов на промышленные образцы.
- Цифровое депонирование: Депонируйте дизайн через цифровые платформы, например n'RIS, чтобы зафиксировать дату и авторство. Это поможет в случае споров.
- Оформление договоров: Четко прописывайте условия передачи прав на служебные произведения, особенно при работе по контрактам.
- Конкурсные процедуры: Чтобы избежать кражи идей, депонируйте чертежи и эскизы до выхода на рынок.
Дополнительная информация:
«Фабрика дизайна 3.0» — это проект Агентства креативных индустрий и Союза Дизайнеров России. Его задача — помочь дизайнерам и бизнесу совместно реализовать амбициозные задачи и найти свежие идеи для продукции.
Агентство креативных индустрий (АКИ) при Департаменте культуры города Москвы — институт развития креативных индустрий Москвы. Основные задачи Агентства — создание благоприятных условий для развития представителей кино, моды, дизайна, современного искусства, видеоигр, музыки, издательского дела и др., продвижение их продукции на международных рынках, а также формирование положительного имиджа столицы как международного центра креативных индустрий.
Агентство креативных индустрий (АКИ) при Департаменте культуры города Москвы — институт развития креативных индустрий Москвы. Основные задачи Агентства — создание благоприятных условий для развития представителей кино, моды, дизайна, современного искусства, видеоигр, музыки, издательского дела и др., продвижение их продукции на международных рынках, а также формирование положительного имиджа столицы как международного центра креативных индустрий.
Термины:
Промышленный образец — режим охраны интеллектуальных прав, при котором охраняется внешний вид изделия, те его качества, которые не обусловлены исключительно технической функцией, например эргономика, дизайн. Патент на промышленный образец выдается в том случае, если экспертиза установила, что он новый и оригинальный.
Изобретение — режим охраны интеллектуальных прав, при котором охраняется техническое решение, например некое устройство или способ. Патент на изобретение выдается государственным органом в том случае, если экспертиза установила, что техническое решение — новое в мировом масштабе, неочевидно специалисту, располагающему знаниями о существующем уровне техники, применимо в промышленности.
Секрет производства (ноу-хау) — режим охраны интеллектуальных прав, при котором условием охраны выступает секретность сведений об объекте. Для того чтобы распоряжаться ноу-хау как объектом интеллектуальных прав, правообладатель должен принять все необходимые меры для предотвращения утечки информации.
Товарный знак — обозначение, предназначенное для индивидуализации продукции. Свидетельство на товарный знак выдается госорганом по итогам экспертизы. Важное свойство товарного знака: при его наличии правообладатель может пресекать не только использование буквально таких же слов или изображений, но и «схожих до степени смешения». Например, надпись «Абибас» на кроссовках будет считаться нарушением товарного знака Adidas.
Исключительное право — легальная монополия, право разрешать или запрещать использование объекта интеллектуальных прав. Исключительное право — это нематериальный актив. Его можно продать, купить, заложить, внести в уставный капитал компании.
Авторское право — комплекс прав на произведения науки, литературы, искусства, а также компьютерные программы и базы данных. Включает исключительное право, бессрочные и неотчуждаемые личные неимущественные права, такие как авторство, право на имя, право на неизменность произведения, а также примыкающие к ним иные права, такие как право доступа или право следования в изобразительном искусстве.
Смежное право — права на объекты, созданные на основе других произведений, например исполнения, переводы, фонограммы или базы данных.
Служебное произведение/изобретение — результат интеллектуальной деятельности, созданный на работе, в рамках исполнения служебных обязанностей. Права на служебные результаты интеллектуальной деятельности принадлежат работодателю.
Договор авторского заказа — договор, по которому автор обязуется выполнить и передать заказчику произведение. При этом исключительное право сразу переходит к заказчику.
Патент — охранный документ, удостоверяющий исключительное право в сфере промышленной собственности. В российском законодательстве патентами называют охранные документы на изобретения, полезные модели (упрощенный вариант изобретения) и промышленные образцы.
Дополнительная информация: pressa.aki@prophet.com.ru, +7-985-143-0007 (Степан Ковалев).