предоставлено пресс-службой проекта

Алексей Головин: «Мы сами не ожидали, что наш спектакль «Раневская. Одинокая насмешница» за несколько лет станет легендарным»

Драматическая комедия «Раневская. Одинокая насмешница» будет представлена на сцене ЦДКЖ 15 октября 2024 года. Главным героем здесь является не только Фаина Раневская, но и ее неповторимый юмор, не придуманный авторами, актерами, а подлинный юмор Фаины Георгиевны, взятый из воспоминаний людей, знавших ее, и из книг о ней. Продюсер спектакля Алексей Головин рассказал нам о специфике постановки в эксклюзивном интервью.

- Что послужило импульсом к возникновению идеи спектакля? Сильно ли трансформировался первоначальный замысел в процессе подготовки постановки?

- К 125-летию великой русской актрисы Фаины Георгиевны Раневской родилась идея создать спектакль о ней. Эта идея понравилась Лиону Моисеевичу Измайлову, тем более - он много знал историй связанных с актрисой, которые пересказывались в театральной среде Москвы. К процессу написания пьесы подключился и стал ее полноценным соавтором сатирик Алексей Цапик.

- Спектакль – своего рода портрет Фаины Раневской, или же там есть единый сюжет, фабула, интрига? На каких событиях из ее жизни и почему вы решили сделать особый акцент?

- В основу пьесы лег сюжет о домработнице Фаины Раневской, которая оказалась актрисой, а целью ее было проникнуть в дом к актрисе для помощи в быту, к которому артистка была совершенно не приспособлена. Так и возникло произведение под названием «Одинокая насмешница». Пьеса написана содружеством актеров санкт-петербургских театров совместно с продюсерской компанией Golovin-Teatr, режиссер – Андрей Носков. Мы приступили к репетициям нового спектакля, сами того не ожидая, что интерес к Фаине Раневской настолько велик, а сам спектакль за несколько лет станет легендарным.

- Как вам удалось передать в спектакле дух времени? Какое внимание уделяли декорациям?

- Все предметы, в спектакле (реквизит, материя, мебель) – подлинные. Даже работающий будильник и рюмки с графином тщательно подбирались и покупались на блошином рынке в Санкт-Петербурге. Поэтому на сцене полное ощущение того времени.

- Что можете сказать об актерском составе спектакля? Кого и почему хотели бы выделить особо?

- Тысячи зрителей в России и за рубежом плачут и смеются, cострадают и благодарственно рукоплещут этой удивительной и неповторимой актрисе – Фаине Георгиевне Раневской – совместно с актерами Российского академического Александринского театра, Академического театра комедии имени Н.П.Акимова, Молодежного театра на Фонтанке, Музыкально-драматического театра «Буфф», национального болгарского театра имени Ивана Вазова, Театра Российской Армии и Golovin-Teatr. Главная черта театральной петербургской школы - трепетное отношение к профессии, чувственность и правда. Это как раз то, о чем всегда говорила Фаина Георгиевна Раневская. В спектакле заняты актеры санкт-петербургских театров и к нам присоединился Андрей Кайков из московского Театра российской армии. Мы называем создателей спектакля «содружеством», и спектакль о Раневской нас делает все ближе и роднее.

- Как, на ваш взгляд, Елена Липец перевоплотилась в Фаину Раневскую?

- Она отчаянная, по-другому и не скажешь! Заслуженная артистка России Елена Алексеевна Липец - центр спектакля. Ученица Игоря Горбачева, актриса Российского академического Александринского театра, которую по темпераменту, внешним сходствам еще в молодости часто сравнивали с Фаиной Георгиевной. И вот сейчас, исполняя роль Раневской, Елена Липец пытается не изобразить Фаину Георгиевну, а только прикоснуться трепетно к образу этой великой женщины.

- Спектакль идет уже несколько лет. Как его принимают зрители? Какие отзывы вам особенно дороги?

- Этот образ в течение спектакля настолько сливается с актрисой, что, по отзывам зрителей, они забывают, что перед ними актриса, играющая Раневскую. Множество курьезных случаев рассказано нам билетерами. Например, кто-то из зрительниц сказала: «Так она еще ого-го, а я думала она уже умерла». В антракте спрашивают, где купить цветы, когда мы еще увидим Раневскую? Конечно, это смешно, но зритель верит тому, что происходит на сцене и верит в эту магию театра, а значит, все эти слова Раневской из спектакля не пропадают впустую. Зритель ведь как ребенок - его обманывать нельзя! Если он видит, что у тебя в глазах счастье, он радуется и смеется вместе с тобой, а если в глазах горе – он заплачет. Так и происходит в нашем спектакле «Раневская. Одинокая насмешница».

- Спектакль шел на разных площадках. Модифицируете ли вы как-то постановку под них? Оценили ли уже зал ЦДКЖ, какие чувства испытываете от грядущего взаимодействия с этой исторической площадкой чего ждать зрителям?

- Спектакль «Раневская. Одинокая насмешница» завоевал огромное количество поклонников по все России и других странах, Билеты на спектакль в театр комедии имени Акимова, который является основной площадкой в Санкт-Петербурге, на которой играется спектакль, обычно раскупаются за месяц до объявленной даты, ежемесячно. Постановка регулярно играется в Москве на площадках ЦДКЖ и Театра эстрады.

Беседовал Денис Ступников

Последние новости