постер к фильму

Рецензия на фильм Шона Бэйкера «Анора»: Гив ми либерти!

Оценка: 9 из 10

Российская премьера фильма «Анора» состоялась на открытии кинофестиваля «Маяк», в российский прокат картина выходит 17 октября 2024 года. Режиссёр: Шон Бэйкер. В ролях: Майки Мэдисон, Марк Эйдельштейн, Юра Борисов, Карен Карагулян, Ваче Товмасян, Алексей Серебряков, Дарья Екамасова и другие.

Второй фестиваль актуального российского кино в Геленджике открылся американской картиной с русским духом – фильмом «Анора» Шона Бэйкера, который завоевал в этом году «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля и теперь нацелился на «Оскар».

Если вы последовательно следите за режиссерской карьерой Шона Бэйкера, то константы его кинематографа вы знаете как дважды два: герои-маргиналы, секс-бизнес на периферии, актёры всегда выкладываются на 200 процентов, финалы обязательно делают больно. Последнее особо восхищает с учётом, что не всем приятно/интересно смотреть на тот образ жизни, который им далёк. Но тем-то и цепляют фильмы Бэйкера, что они кристально чисто транслируют ту далёкую большинству из нас действительность и делают её нашей единственной реальностью на ближайшие два часа. Эту реальность переживаем и мы с героями, и актёры с ними же, отчего происходит абсолютное растворение – зрителя в сюжете, актёров в их ролях.

Пример «Аноры» – это тоже пример чистого режиссёрского мастерства, когда мир стриптиза и классического инфантилизма не отталкивает своей какой-то банальностью и плоскостью, а становится лишь фоном истории о разбитых розовых очках осколками внутрь. Наивная стриптизёрша (Майки Мэдисон, фурия!) влюбляется в избалованного сына русского олигарха (Марк Эйдельштейн проживает свою лучшую жизнь). И всё у них хорошо, пока об этом не узнают его папочка (хохмач Алексей Серебряков) и стервозная мамочка (Дарья Екамасова).

У Бэйкера девочки снова мечтают попасть в Диснейленд, а мальчики живут в бесконечном Неверлэнде, считая, что другого мира, кроме их, попросту не существует. В «Аноре» пропорционально смешиваются сказка с реализмом, драма с комедией, потому что всего этого и в жизни навалом. А для Бэйкера, чья манера съёмки – это «я просто мимо проходил и случайно стал частью очень живенькой беседы», крайне важно выхватить аутентичностью. Причём во всём и сразу (ну вот как он это делает?): камера пробирается внутрь каждой сцены, диалоги живые настолько, что рядом с ними не хватает только хэштега «подслушано» (особенно на русском!), а актёры выкладываются так, слово хотят, чтобы их помнили только по этой роли. Как же приятно видеть, что автору фильма важно, чтобы даже герой со второго плана был индивидуальностью. Надо спросить у братьев Коэн, не теряли ли они Игоря (Юра Борисов), Тороса (Карен Карагулян) и Гарника (Вече Товмасян).

Неореализм, гуманизм и зернистая картинка – это мы у Бэйкера привыкли видеть из фильма в фильм, но в этот раз он увереннее всего заходит на территорию по-человечески взрывоопасного кино Джона Кассаветиса, когда из истерики рождается лирика, а в шуме разбитого фарфора не слышно, как на столько же осколков у нас и у героев разлетаются сердца.

Вадим Богданов, Геленджик, «ИнтерМедиа»

Последние новости