предоставлено пресс-службой фестиваля

«Ночь в Венеции», Литургия Чайковского и показы «Ленфильма»: что еще ждет петербуржцев на фестивале «Чайковский. Перезагрузка»?

Пресс-конференция, посвященная ближайшим планам международного фестиваля «Чайковский. Перезагрузка», состоялась в пресс-центре ТАСС Санкт-Петербурга 11 октября 2024 года.

О благотворительной программе фестиваля, промежуточных результатах и премьерах проекта рассказали:

  • Ханс-Йоахим Фрай – художественный руководитель фестиваля «Чайковский. Перезагрузка» и «Сириуса» – фонда «Талант и Успех»;
  • Юлия Стрижак - директор Санкт-Петербургского государственного музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина;
  • Артемий Аграфенин - руководитель пресс-службы киностудии «Ленфильм»;
  • Виктор Ямпольский - президент фонда «Мост искусств»;
  • Михаил Грибов - президент Международной ассоциации балов;
  • Александра Макарова - художественный руководитель и дирижёр камерного хора Festino.

Ханс-Йоахим Фрай открыл пресс-конференцию, отметив, что за последние 3-4 года фестиваль значительно расширился.

- Даже само название «Чайковский. Перезагрузка» демонстрирует, что фестиваль обновился, - отметил он. – Я очень благодарен всем, кто поддерживает наш проект: Президентскому фонду культурных инициатив, Сергею Ролдугину и многим другим. Мы очень ярко открыли фестиваль Петровским балом в Екатерининском дворце 31 августа, а на следующий день продолжили праздник в Павловске. Концертом в этом историческом месте нам важно было напомнить культурному миру, что Иоганн Штраус первым дирижировал произведениями Петра Чайковского, и где это происходило. Вчера мы сумели соединить «Лебединое озеро», «Спящую красавицу» и «Щелкунчика» в одном спектакле, символизирующем жизненный путь Чайковского. Завтра в Александринском театре будет премьера оперетты Иоганна Штрауса «Ночь в Венеции» с участием Фабио Мастранджело и Юлии Стрижак. Это будет инновационное представление с цифровым видеорядом. Концерт тоже очень символичен, потому что Санкт-Петербург часто называют Северной Венецией. Успешно фестиваль проходит и в регионах: наш опен-эйр во Владивостоке стал невероятным событием, что даже отметили на Восточном экономическом форуме.

Ханс-Йоахим Фрай также признался, что ему стоило больших трудов заполучить ноты «Ночи в Венеции», потому что его зарубежные партнеры отказывались помогать русским. Тем не менее, личные контакты, которые помогли в итоге это сделать, показали, что культурные связи все-таки выше политических предубеждений и сиюминутных событий.

Юлия Стрижак более подробно рассказала о постановке «Ночи в Венеции» и других проектах Театра им. Шаляпина, реализуемых в рамках фестиваля «Чайковский. Перезагрузка»:

- Ханс-Йоахим Фрай стремится показать творчество Петра Чайковского по-новому, привлечь к нему молодую аудиторию: это сокровище русской культуры действительно нужно развивать и пропагандировать. Поэтому наш театр с удовольствием принимает участие сразу в четырех проектах фестиваля. Это был и уже упомянутый выше концерт в Царском селе, и концертная версия «Ночи в Венеции» - довольно редко исполняемого произведения, к тому же у него есть несколько версий. Эта оперетта - комедия положений, которая разыгрывается во время знаменитого венецианского карнавала, но вместе с тем это и диалог между Штраусом и Чайковским. Я согласна с Хансом-Йоахимом Фраем, что такой гений как Чайковский не мог появиться без поддержки достойных учителей, к которым относился и Штраус.
Еще Симфонический оркестр Театра им. Шаляпина под управлением Фабио Мастранджело примет участие в концерте «Воспоминания о Павловске», который состоится 31 октября в Капелле. Мы построили программу вечера как воспоминание о Павловском вокзале, включив в нее Второй фортепианный концерт Сергея Прокофьева, премьера которого как раз состоялась в Концертном зале Павловского вокзала 23 августа 1913 года. В событии примет участие пианистка Елизавета Украинская. Во втором отделении мы исполним произведения Глинки, Чайковского, Рубинштейна и Даргомыжского, которые тоже часто звучали в этом историческом зале Павловского вокзала.

Виктор Ямпольский в своей речи отметил:

- Фестиваль действительно стал крупным культурным событием. Несмотря на то, что он носит имя Петра Ильича Чайковского, он концентрирует вокруг себя и много другой музыки. Одним из центральных событий фестиваля станет концерт виолончелиста, народного артиста РФ Сергея Ролдугина и скрипача, лауреата Конкурса им. П.И. Чайковского Павла Милюкова 14 октября в Большом зале Филармонии. Там будет обширная программа, включающая Симфонию №4 Петра Ильича Чайковского и редко исполняемый Двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром Иоганнеса Брамса. Можно сказать, это кульминационное событие. Потом будет еще один уникальный концерт - выдающегося итальянского пианиста Карло Леви Минци. В Капелле 15 октября виртуоз исполнит первую сонату Сергея Рахманинова и последнюю сонату Людвига ван Бетховена – обе можно услышать нечасто. Хочу также отметить джазовую программу фестиваля - в Капелле Вадим Эйленкриг представит программу с произведениями Луи Армстронга «Привет, Луи!» 25 октября. Вы видите, какой диапазон интересов аккумулирует наш фестиваль?! А ведь еще будет концерт хоровой музыки в Александро-Невской Лавре с исполнением Литургии Петра Чайковского в день его памяти 6 ноября. Ансамбль «Чистая классика» в Малом зале филармонии исполнит 2 ноября Патетическое трио«Памяти великого артиста» Чайковского, посвященное Антону Рубинштейну, но ставшее музыкальным памятником и самому автору.
Еще у нас есть образовательная программа. Я расскажу о конкурсе живописи,который придумал Ханс-Йоахим Фрай, он называется «Петербург рисует Чайковского». Некоторое время работы будут находиться в Галерее живописи, и желающие могут с ними ознакомиться. В прошлом году эта выставка была очень успешной, надеюсь, что в этом она станет еще масштабнее. Конкурс еще не завершился, но уже есть понимание, что работ будет намного больше, чем ранее - не меньше десяти тысяч. В этом году мы принимаем также электронные работы и произведения искусственного интеллекта. Причем, оценивая произведения, жюри до последнего не будут знать, кто автор. В этом и интрига. Председатель жюри – известный художник Василий Сухов.

Александра Макарова рассказала о концертах фестиваля с участием хора Festino.

- Хор Festino участвует в фестивале уже в третий раз. Обычно мы представляем разные виды хоровых программ и направлений, в частности, будем исполнять a cappella произведения романтического периода в творчестве Петра Чайковского и близких ему композиторов. Также наш хор участвует в двух камерных постановках с оркестром и солистами - «Ночи в Венеции» и «Евгении Онегине». Также мы представим срез немецкой музыки XIX века, а 6 ноября, в день памяти Чайковского, с Литургией выступим в Александро-Невской лавре.

Михаил Грибов коснулся образовательной программы фестиваля:

- Мы ставим важную цель – вовлечение молодежи, студентов в культурную жизнь города. Мы подготовили два образовательных курса, поставив пять танцев Петровских ассамблей. Лучшие студенты потрясающе исполнили вальсы. Второй проект – курс для начинающих, которые совсем не знакомы с танцевальной культурой. Он продлится до конца января, обучаться на нем будут 600 студентов. Для нынешней молодежи танцы и музыка помогут сформировать среду живого общения. На официальном уровне в фестивале участвуют представители 10 петербургских вузов, но этим все не ограничивается. Поступает много заявок и из других вузов, и мы всем им стараемся идти навстречу.

Артемий Аграфенин рассказал об участии «Ленфильма» в фестивале:

- Мы участвуем в фестивале впервые, планируем сделать программу более разнообразной благодаря кинопоказам. На «Ленфильме» были поставлены картины как о наших композиторах («Серебряные струны», «Мусоргский»), так и адаптации музыкальных постановок, две из которых – «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» – мы тоже покажем в рамках фестиваля.

Подводя итог пресс-конференции, Ханс-Йоахим Фрай затронул тему перспектив фестиваля:

- Мы хотим, чтобы фестиваль стал визитной карточкой Санкт-Петербурга как культурной столицы. Мы как будто путешествуем в поезде, в котором становится все больше и больше вагонов. Так что, прежде всего, нам важно не терять баланс.

Проект «Большой международный фестиваль Чайковского – Чайковский. Перезагрузка» реализуется фондом «Мост искусств» с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив, а также при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Администрации Тихвинского района Ленинградской области.

Спонсоры: РЖД, «Астория».

Партнеры:Международная ассоциация балов, Международный культурный центр «Чайковский-Штраус», Центр музыкальной культуры «Чайковский», Санкт-Петербургская филармония имени Д.Д.Шостаковича, киностудия «Ленфильм», киностудия «Мосфильм», «Ильдар Бакеев энтертейнмент», «Галерея Вольфсона», Пушкинский фонд, «Балы в Петербурге», Государственный музей городской скульптуры.

Информационные партнеры:ИД «Коммерсантъ», ИД «Аргументы и факты», газета Metro, телеканал «Санкт-Петербург», информационное агентство «ИнтерМедиа», TimeOut, Fashion TV, газета «Культура», портал «Культура.РФ», ИД «Регионы России», Клео.ру.

Дополнительная информация – на сайте Фестиваляhttps://festivaltchaikovsky2024.ru/, также доступны фотоархив фестиваляифотоархив пресс-конференции.

Официальное PR-агентство —«Интермедиа»
Справки для прессы:pr@intermedia.ru

Последние новости