обложка альбома

Обзор: «2011 год. Как журнал «Афиша» придумал новую русскую музыку»

2024, «Лазерный диск».

В 2011 году Олег Кармунин отправился с петербургской окраины в Москву на «Пикник Афиши», где ему открылся дивный мир новой музыки, пропагандируемой организующим фестиваль журналом. Будущий ведущий «Лазерного диска» читал в «Афише» про этих неизвестных, но гениальных музыкантов, а тут сумел увидеть и услышать их наяву, присоединившись к пёстрой толпе зрителей-хипстеров, чей внешний вид так контрастировал с видом обитателей питерских спальных районов. Российской инди-музыке из 2011 года – а также тем, кто повёлся на категоричные музыкальные рекомендации журнала «Афиша», - и посвящён этот выпуск. Довольно неожиданный для историка русской поп-музыки, много лет убеждавшего своих зрителей, что «слушать попсу – это не стыдно».

Нужно напомнить, что киноотдел «Афиши» довольно остроумно рецензировал фильмы, выходящие в широкий прокат, и не настаивал на том, что внимания заслуживает только авангардный и артхаусный кинематограф. Музыкальный отдел мейнстрима не признавал, разве что иногда писал про «Мумий Тролля» и «Ленинград». В остальном музыкальная реальность «Афишу» не интересовала – журналисты издания предпочитали создавать собственную. Их любимым занятием было восхваление совершенно незнаменитых групп, на концерты которых приходило человек 12, и причудливых жанров. Продвинутое печатное слово имело некоторый вес: после «афишных» рецензий на выступления героев собиралось уже где-то 50 зрителей. Если сейчас перечислить музыкантов, получивших от журнала щедрые авансы, две трети названий вызовут лишь недоумение и вопросы «а кто это вообще?». Даже бывший главный редактор «Афиши» Юрий Сапрыкин в беседе с Олегом Кармуниным признал, что абсолютное большинство их ставок не сыграло, большинство авансов не оправдалось.

Было бы интересно посмотреть выпуск о том, как азарт трендмейкерства обозревателей «Афиши» сбил с панталыку целое поколение инди-музыкантов, которые так и не стали суперзвёздами, хотя и обрели завышенную самооценку. Но Кармунин снял не про это, а про романтичное ожидание больших музыкальных перемен. Из гигантского списка протеже «Афиши» он выбрал несколько качественных проектов – Tesla Boy, «Обе две», Pompeya, NRKTK, Муджус, Евгения Теджетова – и попытался объяснить, а чем же они хороши. А почему никто из них не изменил мир и не добился большой популярности – не попытался.

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Последние новости