обложка альбома

«Фирма Мелодия» издала запись гиперсимфонии Михаила Коллонтая

«Фирма Мелодия» выпустила Симфонию №3Б композитора, дирижера и пианиста Михаила Коллонтая. Симфония входит в его большой номерной цикл, работа над которым шла с конца 1980-х годов. Сочинение с программным названием «Дело жизни» музыкант начал в 2012-м и завершил в 2017 году. На каждую из трех частей ушло около двух лет. Опус стал центральной частью серии, которая состоит из симфоний №№3А, 3Б и 3Ω, разработка последней еще продолжается.

Основой цикла Михаила Коллонтая стали библейские аллюзии. Пролог композитор обозначил как «Катехизис», то есть основы знания (часто вероучения) в любой конфессии. За ним последовало «Дело жизни» — квазипрограммная симфония. Коллонтай дает имя своему сочинению, но не расшифровывает заложенную в нем мысль.

Как ключ к пониманию можно использовать авторские указания на библейские цитаты. Сам композитор говорил, что в части «Kerygma. Ад» полезно вспомнить нисхождение Иисуса в ад, а в «Diabasis» подумать о воскресении. Или же можно вслушаться и довериться музыкальным ассоциациям и воспоминаниям — например, уловить родство с оперой Клаудио Монтеверди «Орфей», посвященной путешествию в загробный мир. Коллонтай предлагает отправиться в звуковое путешествие вместе — и временами настолько доверяет своим спутникам, что испытывает их на прочность непривычными на мейнстримной сцене приемами письма и аудиальным опытом.

С детства воцерковленный Михаил Коллонтай совместил глубокое знание литургических обрядов, подкрепленное личным участием в службах, с обширным опытом классического музыканта. Как композитор он работал с самыми разными темами — от пушкинских мотивов для оперы «Капитанская дочь» до романтических стилизаций и парадных картин Испании в балете «День рождения Инфанты». И все же именно осмысление христианских канонов, диалог с традицией занимает центральное место в творчестве Коллонтая.

Последние новости