Обзор: «Панк-рок в СССР: от Ленинграда до Сибири, от Летова до Хоя»
2024, «Спасибо, послушаю».
Тема выпуска выглядит как попытка объять необъятное – ведь рассказ о появившихся в СССР разновидностях панк-рока должен занять часов 16, а никак не 20 с небольшим минут. Однако ведущий «Спасибо, послушаю» Андрей Васильев был другого мнения и изящно пробежался по верхам. В комментах ему вовсю пишут, кого он забыл упомянуть, но он и не планировал упоминать всех, ограничившись перечислением локальных стилистических ответвлений и рассказав о главном феномене советского панка. Дело в том, что из стилей, пришедших с Запада, только панк-рок в Советском Союзе был переосмыслен до неузнаваемости, причём в разных городах страны – абсолютно по-разному. Даже по форме советский панк отличался от британского и американского, по содержанию же местами был чуть ли не полной протиположностью.
Например: в лондонских спальных районах панк играли юноши из рабочего класса, в Ленинграде и Москве – как правило, дети элиты и богемы. Энергичный англоязычный панк бурлил здоровой агрессией, наш – пьяной тоской Свина и сибирской хтонью Егора. Западные панки боролись против взрослых и капитализма, купчинские – пели песни под названием «Надристать» и «Я хочу быть клопом». Sex Pistols можно слушать хотя бы по приколу или чтоб побеситься, «Автоматических удовлетворителей» или «Чудо-Юдо» - только из исследовательского интереса. История про дохлую утку, которую Виктор Цой носил по Ленинграду в подарок Андрею Панову, стала отличным эпиграфом не только к выпуску, но и вообще к понятию «русский панк-рок».
Из видео также можно узнать, кто придумал термин «говнари» и что он тогда означал. «Трушные» панки, естественно, не считали за своих «Сектор Газа» и – впоследствии – «Короля и шута», но именно эти группы (а не «Наив» с «Тараканами») Андрей Васильев считает представителями «коммерческого панка», то есть первыми в России представителями жанра, добившихся всенародной популярности. «Тру» они или «не тру» - вопрос дискуссионный, но они многим показали путь к успеху, а не только к алкоголю и забвению. Что до групп, которые в 90-е – с опозданием на 20 лет – начали осознанно играть панк-рок британского образца и поп-панк американского, то о них в выпуске вообще ничего не сказано.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»