Александр Цыпкин рассказал, как лень определила его жизненный путь
Гостем нового выпуска психологического подкаста «До звезды» от HiFi-стриминга «Звук» стал писатель и сценарист Александр Цыпкин. В подкасте Александр рассказал психологу Анастасии Павловой, как начинал путь писателя, как лень определяла его жизненный путь, и какие качества помогли достичь успеха.
Александр Цыпкин родился в семье врачей, однако для себя выбрал другую профессию. По его словам, он не пошел по стопам родителей из-за лени.
— Все в моей жизни происходило благодаря лени. Я бесконечно ленивый человек, даже несмотря на то, что за последние пять лет у меня был лишь один выходной. А главное — я очень не люблю заниматься тем, что мне не нравится. Мне очень редко приходилось себя преодолевать. Когда я задумался о профессии и посмотрел, как врачи работают, то понял – пахать, как мой прадед, дед и отец, я не буду. Ради чего? Более того, я рассеянный — забуду что-нибудь, и все. Не мое, в общем.
Дальше мне было лень долго готовиться к экзаменам. Поэтому я пошел в РАНХиГС — они проводили экзамены раньше всех. Я все завалил, потому что готовиться мне было лень. Пересдавать тоже было лень. Дальше мне было лень спорить с бабушкой, которая сказала: «Так, давай ты будешь учиться на факультете международных отношений». Я пришел туда и понял — отлично, можно проскакать по верхам. И мне стало лень все педантично учить. Я стал думать, какой иностранный язык можно взять, чтобы всегда иметь работу, даже если выучить не очень хорошо. И выбрал шведский. Я его не выучил, но работу получил сразу. Дальше мне было лень зарабатывать большие деньги, чтобы везде тусить. И я нашел себе параллельно тусовочную работу.
Я работал в рекламном агентстве. Например, в одном из проектов мы с Сергеем Шнуровым продвигали Durex на российском рынке. У меня была очень веселая жизнь в 90-е. Дальше было лень во что-то углубляться. Пошел в пиар, где понимая, как устроен человек, можно сделать блестящую карьеру. А потом понял, что мне лень из пиарщика переквалифицироваться в какого-нибудь топ-менеджера, который занимается финансами. Наконец, я подумал, что будет классно делать что-то со своими текстами. Для меня самый приятный способ получить известность и зарабатывать большие деньги — превратить творчество во что-то востребованное. Так и получилось.
Писатель признался, что не знает «секретного ингредиента», который помогает достичь успеха, но рассказал, какие качества помогли ему.
— Я стал знаменитым благодаря тому, что мои рассказы читали знаменитые люди. Но если серьезно проанализировать, то первое — это выстраивание правильных отношений с людьми. Если я в чем-то действительно неординарный, то в коммуникации с людьми. Это благодаря моему хорошему петербургскому воспитанию. Второе — ответственность. Я все время несу ответственность за огромное количество окружающих меня людей. Потом тщеславие. Когда ты ленив, но тщеславен, ты ищешь все способы получить славу. Меня никогда не устраивали «15 минут славы». Она должна быть пожизненная. Наконец, я всегда очень быстро придумывал какие-то вещи. И применял свой креатив «к месту» и «не к месту». Наверное, из-за совокупности всех этих ингредиентов все и получилось. Плюс, мне всегда очень везло. Меня всегда принимали на работу, все мои проекты взлетали. Когда в Москве меня не взяли на работу, то у меня появилось окно возможностей, чтобы реализовать свою творческую карьеру. Поэтому я, безусловно, везучий человек. И свои возможности я использовал.
Александр Цыпкин также поделился, что не умеет отказываться от дополнительного дохода, даже когда приходится жертвовать отдыхом.
— Мне нужно научиться говорить «нет». Недавно мы с товарищем беседовали на эту тему. Он сказал, что мы, дети из бедных 90-х, пока не можем себе позволить отказаться от работы за большие деньги, даже если она в выходные. Когда тебе предлагают приехать в субботу и почитать рассказ, и ты понимаешь, что за это заплатят среднюю по стране годовую зарплату, то ты не можешь отказаться. Хотя я и должен сказать: «Нет, я не работаю, я сегодня провожу время с семьей». Пока я ментально не могу себе это позволить. Наверное, если бы у меня был большой финансовый запас… Один человек сказал, что достаточное количество денег — возможность вызвать самолет-скорую помощь членам своей семьи в любую точку мира. Тогда это достаточное количество денег. Пока такого количества нет, и я начинаю думать, что надо поработать еще. Хотя многие на моем месте бы остановились и спокойно развлекались.
Свою карьеру писателя Александр Цыпкин начал к сорока годам. В интервью он рассказал, как решился на глобальные изменения.
— Вероятно, сам Будда поставил меня в такую безвыходную ситуацию. Переехал бы я в Москву сам? Нет, не переехал бы. Я сделал это из-за своего предыдущего брака. Я приезжаю в Москву и остаюсь без внятной корпоративной работы. То есть обстоятельства меня загнали. Причем решение я принял очень быстро, за две недели. А что я буду делать в Москве – как-нибудь придумаю. Есть у меня такой авантюризм. Но когда я приехал в столицу, стало неясно, что придумывать. Именно в этот момент у меня появилось время, чтобы начать реализовывать свои творческие идеи. А творчеством я изначально занимался только для того, чтобы раскручивать свои профессиональные соцсети для основной работы. Если бы мне, когда я работал в Питере на крупной пиар-позиции, сказали «Давай ты сейчас все бросишь, поедешь в Москву и займешься текстами», то я бы, конечно, этого не сделал. Если бы мне кто-то сказал, что я буду выступать по всему миру с лучшими российскими актерами, я бы никогда не поверил и не рискнул. Но вот я написал текст, он кому-то понравился. Попробовал прочесть со сцены. Было ли страшно читать со сцены первый раз? Да, но мне так нравилось! Я был уверен в собственной неотразимости, и даже когда мне сказали, что я читаю ужасно – было пофигу. Мне тогда даже хватило наглости прислать рассказы Константину Хабенскому.
В самом начале мне повезло, что меня поддержал Даня Козловский. Я показал ему рассказ, а он предложил его прочесть. Потом повезло с моей подругой, которая сказала: «Все снимаем на камеру, делаем кино». А потом я еще прислал текст Хабенскому, с которым у меня не было никаких отношений (до этого просто однажды брал у него интервью). Сейчас, смотря назад, думаю — приехал в Москву никто, а сейчас вот такой результат. Очень мощно.