Рецензия на сборник Александры Пахмутовой «Любовь моя - спорт»: Олимпийское звонкое эхо
1980, 2024 (цифровой релиз), «Фирма Мелодия»
Оценка: 8 из 10.
Первоначально этот альбом вышел на виниле в 1980 году и был приурочен к московской Олимпиаде. Композитор Александра Пахмутова и её супруг, поэт Николай Добронравов были сильно вовлечены в сопутствующие празднику спорта «активности». Они написали не только песню, под которую улетал с церемонии закрытия талисман Олимпийских игр, но и целый цикл композиций на тему спорта для фильма «Баллада о спорте». Некоторые из них стали такой же классикой, как «До свидания, Москва»: цифровое переиздание сборника даёт прекрасную возможность в этом убедиться.
Если рассматривать альбом «Любовь моя – спорт» в категориях нашего времени, то надо признать, что Пахмутова и Добронравов собрали «дрим тим»: в проекте поучаствовали Лев Лещенко, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль, София Ротару, Людмила Гурченко, Сергей Беликов, Стас Намин и группа «Цветы» и др. Причём заметьте – топовые исполнители пришли исполнять не кавер-версии хитов, а новые на тот момент песни. К тому же написанные одним тандемом авторов и на одну тему. Сейчас при таких вводных было бы за счастье, если бы хитом стала пара песен или хотя бы одна. Но чтобы сборник оказался столь разнообразным и половина трек-листа вошла в сокровищницу отечественной музыки – сегодня такое сложно представить.
Примечательно, что «тяжеловесам» Кобзону, Магомаеву и Лещенко достались наиболее «официозно» звучащие песни с названиями типа «Марафон», «Стадион мечты моей» и «Город нашей славы» - и эти композиции большой народной любви не снискали. Зато её получили душевные песни «Команда молодости нашей», здесь представленная в исполнении неповторимой Людмилы Гурченко, и «Да разве сердце позабудет», спетая Эдуардом Хилем. А она разве про спорт? – возможно, подумает слушатель. Ах, ну да, конечно, формально про благодарность тренерам, но на самом деле смысл песни давно уже воспринимается гораздо шире.
Что ещё прекрасного есть на сборнике. «Богатырская сила», где Пахмутова и Добронравов уверенно работают с фольклорными мотивами. «Мне с детства снилась высота» Сергея Беликова – очень напоминающая по настроению и интонациям его же «Сентиментальную прогулку» из альбома Давида Тухманова «По волне моей памяти». И электронно-ритмичный «Темп», в выборе исполнительницы для которой Александра Пахмутова явно вдохновлялась «первым советским рэпом» «Я, ты, он, она». Поэтому Софии Ротару вновь пришлось скандировать своеобразную «речёвку», причём фонетически непростую: «Старт, рывок и финиш золотой, ты упал за финишной чертой, ты на целый миг быстрее всех, мир, застыв, глядит на твой успех». И Ротару блестяще с этим справилась, а особенности произнесения ею слова «стресс» только добавляют изюминки.
Вместе с оригинальным альбомом вышел бонус-диск, где представлены фонограммы песен без солистов. Плёнки с минусовками были найдены в фонотеке при подготовке цифрового издания и дают любопытным заглянуть на творческую кухню классиков.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»