Stable Diffusion

Эксперты посчитали: креативные индустрии лучше зарабатывают в сети, чем офлайн

Информационное агентство «ИнтерМедиа» провело первое всероссийское исследование договорных отношений и ставок роялти в креативных индустриях. В качестве источника данных использовались деперсонифицированные результаты опроса, проводившегося с 22 февраля по 15 апреля 2024 года, а также обезличенные данные цифровых платформ о сделках с правами.

- В последние годы креативные индустрии становятся все более заметной частью культуры. Каждый день мы сталкиваемся с многообразием продукции этих индустрий, но как обстоят дела с экономической составляющей их создания? Мы решили провести масштабное исследование деловых обычаев, сложившихся в отношении оплаты за использование различных видов произведений: литературы, изобразительного искусства, фотографии, дизайна, декоративно-прикладного искусства, музыки, а также фонограмм, исполнений и персонажей. Объединив данные о цифровых и традиционных сделках, нам удалось охватить значительную долю индустрий, – отмечает руководитель проекта исследования, член Комиссии по развитию креативных индустрий в Совете по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ Наталия Галиулова.

Проведение такого исследования стало возможным только в 2024 году, когда у цифровых платформ, в первую очередь IPEX, накопился достаточный объем данных с момента принятия Федерального закона №34 от 18 марта 2019 года, приравнивающего блокчейн-запись, содержащую условия сделки, к письменной форме договора.

В ходе исследования были получены следующие выводы:

1. Пропорциональное вознаграждение, которое выплачивается правообладателю при тиражировании произведений на материальных носителях – дисках, книгах, одежде и аксессуарах – лишь в незначительной степени зависит от вида произведенной продукции и колеблется в диапазоне 10-20% от чистой прибыли. Максимальные суммы характерны для производства предметов промышленного дизайна и декоративного творчества, минимальные – для продукции, изготавливаемой большими тиражами, такой как музыкальные носители, книги, постеры и т.д.

2. Первоначальный (паушальный) платеж правообладателю существенно зависит от характеристик – в первую очередь, медийности произведения – и может колебаться от 0 руб. или номинальных сумм в 1-10 000 руб. до десятков миллионов рублей.

3. Пропорциональное вознаграждение за использование цифровых произведений значительно выше, чем у произведений, распространяемых офлайн – это обусловлено снижением затрат пользователя. Однако первоначальный разовый платеж все также невелик, чаще всего он составляет от 1 500 до 3 000 руб. Вероятно, такой порядок цен обусловлен устоявшимися ценами, сформированными стоками фотографий, графики, музыкальных битов и т.д.

4. В сегментах, где активно работают сервисы распространения контента, в том числе стриминговые, наблюдается ценовой «диктат» платформ. Объём выплат авторам существенно падает, если платформа является лидером рынка (например, Яндекс Музыка). Лишь редкие авторы и правообладатели имеют возможность договориться о более комфортных условиях за эксклюзив, в таком случае их выплаты могут быть вырасти в 2-3 раза.

С примерами предыдущих исследований «ИнтерМедиа» вы можете ознакомиться здесь.

Замечания и предложения по исследованию просьба направлять на research@intermedia.ru.

Последние новости