обложка альбома

Обзор: «Zodiac - советский ответ в электронной музыке»

2024, Булат Мадиев.

В 80-е годы прошлого века ещё не было интернета, а значит, и стриминговых сервисов, до отказа набитых всеразличной музыкой. Я больше скажу: и кассетные магнитофоны тогда были далеко не у всех. Музыку слушали по радио (какую передадут), по телевизору (какую покажут) и на виниловых грампластинках. Чтобы слушать на пластинках, нужно было этот носитель сначала купить, выбрав из ассортимента, который предлагала «Фирма Мелодия». Дело даже не в репертуарной политике тогдашнего винилового монополиста: кроме коллекционеров, никто не имел дома гигантских коллекций грампластинок – потому что это дорого, не всегда можно достать и ставить особо некуда. Так что у большинства меломанов были небольшие собрания любимых дисков – обычно несколько десятков. А среди них выделялось несколько самых любимых – их-то и переслушивали едва ли не каждый день.

Поэтому сложно даже примерно подсчитать, сколько раз я послушал альбом «Disco Alliance» (1980) инструментальной рок-группы Zodiac; думаю, где-то около тысячи. Поэтому нельзя было пропустить выпуск Булата Мадиева про латышских электронщиков. Видео, впрочем, не откроет ничего нового – мы ведь и так догадывались, что клавишница Зане Грива была дочерью звукорежиссёра Александра Гривы. Мадиев добросовестно пересказывает биографию «Зодиака» и его лидера Яниса Лусенса и эмоционально хвалит их первый альбом «Disco Alliance». Автор также восхищается оформлением и смелостью музыкантов, которые прямо вот так взяли и написали на обложке слово «рок-группа». На самом деле от смелости артистов ничего не зависело, просто на «Мелодии» решили, что в данном контексте страшное слово «рок-группа» допустимо. Во-первых, группа инструментальная, так что никакой крамолы не допустит, во-вторых, в год Олимпиады-80 случились некоторые послабления, и броско оформленный диск мог восприниматься и как ответ группе Space, и как западный продукт.

Все семь «космических» мелодий с альбома широко разошлись по саундтрекам и телевизионным заставкам, а 3-4 лучших трека знают даже те, кто не слушал их сотни раз. То, что в 80-е казалось ультрамодным саундом, сейчас выглядит немного наивно (я ещё раз переслушал), но мелодии Лусенса ничуть не устарели и всё так же хороши. Но повторить свой успех группа не смогла: Булат Мадиев рассказывает и про последующие работы «Зодиака» и Яниса, который больше любил академическую музыку и немного снисходительно относился к своим юношеским опытам – хотя именно благодаря им он войдёт в историю.

По мнению ведущего, история Zodiac и «Disco Alliance» доказывает, что СССР был великой страной, где делали великую музыку. Таков финальный вывод выпуска, дающий массу поводов для размышлений: можно ли приписывать советской культуре успехи артистов из Латвийской ССР? Вышел бы этот диск в Советском Союзе вообще, если бы не Олимпиада-80? Вдохновлялся ли Янис Лусенс достижениями СССР, когда сочинял свои «Рок на льду» и «Провинциальное диско»? И является ли Россия великой страной, если главным музыкантом здесь провозглашён Shaman?

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Последние новости