В Москве впервые вручили Дальневосточную кинопремию
Церемония вручения Первой Дальневосточной кинопремии прошла на площадке Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики в Москве 23 декабря 2024 года. Дальневосточная Кинопремия учреждена по поручению президента России Владимира Путина и вручается в 2024 году впервые. В мероприятии приняла участие заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева.
- Имена дальневосточных кинематографистов все увереннее звучат на российских и международных кинофестивалях. Дальневосточная кинопремия – это закономерный этап, к которому готова киноиндустрия, который многие ждали, – сказал в своем приветствии председатель Союза кинематографистов РФ, народный артист России Никита Михалков.
- Развитие Дальнего Востока – важнейшая задача для нашей страны, поэтому очень важно, что через кинематограф мы формируем сегодня актуальный образ Дальнего Востока, через исторический контекст, через его современное социально-экономическое развитие, культурные особенности, природу. Надеюсь, что Дальневосточная кинопремия станет важным шагом к тому, чтобы еще больше и ярче говорить о Дальнем Востоке, – сказала замглавы Минвостокразвития РФ.
Эльвира Нургалиева вручила награду лауреату в главной номинации Дальневосточной кинопремии – «Лучший полнометражный игровой, неигровой фильм или сериал». Им признана кинокартина из Камчатского края «Огненный лис» (режиссер Дмитрий Шпиленок). Также картина получила денежный приз 300 000 рублей. По словам авторов, они прожили больше двух лет на территории Кроноцкого заповедника, снимая этот фильм.
Научно-популярный фильм «Чип внутри меня» режиссера и автора сценария Юлии Киселевой, действие которого разворачивается в Москве и во Владивостоке, в Медицинском центре ДВФУ, стал победителем в номинации «Лучший сценарий в полнометражном игровом, неигровом фильме или сериале» и получил денежный приз 150 000 рублей. Премия в номинации «Лучший дебют в полнометражном игровом, неигровом фильме или сериале» и денежный приз 100 000 рублей присуждены режиссеру Ивану Соснину за фильм «Далекие близкие», герои которого живут в Хабаровске. Награду за «Лучшую режиссерскую работу в полнометражном игровом, неигровом фильме или сериале» и денежный приз 150 000 рублей получила режиссер Любовь Борисова за фильм «Не хороните меня без Ивана», мистический роуд-муви о путешествии по дореволюционной Якутии.
Оргкомитет также присудил специальный приз «За вклад в развитие киноиндустрии Дальнего Востока» и денежную награду 100 000 рублей Автономному учреждению Республики Саха (Якутия) «Государственная национальная кинокомпания «Сахафильм».
По словам директора Дальневосточной кинопремии, художественного руководителя Арктического международного кинофестиваля «Золотой ворон», режиссера Филиппа Абрютина, премия должна стать системообразующим проектом дальневосточной кинематографии.
- Мы видим широкие перспективы и формируем планы на дальнейшее его развитие. Одни из основных приоритетов — укрепление деловой программы и введение новых номинаций. В первую очередь, это будут награды, которые позволят поддержать молодых авторов короткометражных проектов. Появится номинация для анимационного кино. Важно усилить и индустриальную составляющую, поэтому предполагаем в рамках кинопремии реализовывать образовательные мероприятия, проводить питчинг, который позволит выявлять потенциально перспективные проекты. Также будем поддерживать людей, которые проводят фестивали и обеспечивают кинопоказ в регионах, – отметил он.
На площадке КРДВ в тот же день прошла пленарная сессия «Стратегия развития киноиндустрии на Дальнем Востоке до 2030 года» и тематические круглые столы, где затронули вопросы развития кинематографа на Дальнем Востоке с участием режиссеров, продюсеров, руководителей киностудий и других специалистов сферы креативных индустрий. Участники обсудили перспективы и сопутствующие факторы развития дальневосточной киноиндустрии, кинофестивального движения на Дальнем Востоке, а также образовательные кинематографические проекты.
В ходе дискуссии отметили необходимость более активного продвижения кинопроектов, чтобы дальневосточные фильмы могли находить своих зрителей и завоевывать популярность за пределами своих регионов и за рубежом. Было высказано предложение создать профессиональную информационную базу по Дальнему Востоку, которая будет содержать данные как на русском, так и на иностранных языках о местных специалистах в сфере кино, а также описание потенциальных локаций для съемок и их особенностях. Деловая программа Дальневосточной кинопремии была организована Арктическим международным кинофестивалем «Золотой ворон», который проходит при поддержке Союза кинематографистов России.
Уникальность премии состоит в том, что она рассматривает фильмы, так или иначе связанные с Дальним Востоком, помогая развивать этот регион нашей страны, делая его доступным для зрителей и кинематографистов.
Важным аспектом премии является также то, что лауреаты были выдвинуты как в игровом, так и в неигровом кино. Обычно премии и фестивали имеют градацию, рассматривая или художественное или документальное и научно-популярное кино. Здесь же организаторы усложнили задачу экспертному совету, соединив игровиков и неигровиков, и в результате получился совершенно потрясающий результат – основные награды получили документальные ленты. Картину Юлии Киселевой «Чип внутри меня» и фильм «Огненный лис» Дмитрия Шпиленка можно отнести к научпопу. Причем тому старому доброму, который снимали Александр Згуриди и Михаил Шнейдеров.
- Наша цель не просто продвигать отдельные компании в сфере киноиндустрии, а создавать привлекательный образ Дальнего Востока, который будет отражать действительность. Чтобы он стал узнаваем и понятен, – отметил директор Департамента социального развития Дальнего Востока и Арктики Минвостокразвития РФ Григорий Смоляк.
Дальневосточная Кинопремия учреждена и реализуется Минвостокразвития России, Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), АНО Центром развития и поддержки культурных проектов «Золотой ворон», а также некоммерческой организацией «Фонд развития социальных инициатив». Премия является первым в истории примером региональной кинонаграды, которая присуждается на федеральном уровне.