обложка сингла

Рецензия на сингл Хабиба «От Волги до Енисея»: Весёлая кавер-версия «Любэ»

2025, ООО "Р-Концерт".

Оценка: 7 из 10.

В это, наверно, сложно поверить, но когда-то песни группы «Любэ» считались шуточными. Вспомнить хотя бы «Батьку Махно» и «Атас», не говоря уже про «Дусю-агрегат». Да даже в «Станции Таганской» стилизация под советскую эстетику была лёгонькой, через улыбочку (здесь рецензент пародирует любовь поэта Шаганова к уменьшительно-ласкательным оборотам). Некоторая ирония наблюдалась и в контрасте между «оттепельным» репертуаром и суровым военизированным имиджем участников «Любэ».

Песня «От Волги до Енисея» вышла в 2005 году, когда у группы уже был и «Комбат», и образ патриотической группы, и высокопоставленные поклонники. Но слушать стоя «Любэ» было ещё не обязательно, и композиция «От Волги до Енисея» как таковая тоже не отличалась угрюмой серьёзностью. Произведение можно было воспринимать как доведённую до абсурда стилизацию, ведь Александр Шаганов до краёв наполнил текст псевдофольклорными оборотами «Рассея, моя Рассея», «Русь бревенчатая», «сторона моя родная», «леса, косогоры да степи», «девки ходят гурьбой», «гармонист молодой от души старается», да и Николай Расторгуев исполнял всё это не без хитрого прищура, хотя и довольно торжественно.

Но с тех пор многое изменилось. Например, «Любэ» никто больше не считает весёлой группой, держащей в кармане постмодернистские фиги, и даже их ироничные песни теперь воспринимаются как песни о величии страны. А текст «От Волги до Енисея» нынче может вызывать вопрос, а почему, собственно, территорию «Рассеи» автор так сузил? Правильнее петь «От Калининграда до Владивостока», а лучше даже – «Россия не кончается нигде».

К 35-летию группы «Любэ» готовится масштабный трибьют «Всё опять начинается». Большинство участников (из тех, чьи работы уже обнародованы) подошли к своим каверам серьёзно и ответственно, поэтому выход Хабиба с песней «От Волги до Енисея» несколько удивил уже на стадии выбора трека. Казалось бы, где Хабиб с «Ягодой-малинкой» и другими танцевальными песнями для детской аудитории, а где произведение о российской географии с фольклорными отсылками? Вообще очень сложно представить Хабиба Шарипова исполняющим проникновенную «патриотику». Но он и не пытался повторить выражение лица Николая Расторгуева, а, так сказать, вернул «Рассее» её изначальный смысл. Спето всё близко к оригиналу, но звонче и оптимистичнее, только и всего. И гармонь играет задорнее, и даже можно сплясать, не опасаясь оскорбить чьи-то чувства, ведь Хабиб явно не играл в стилизацию, а пел про Русь бревенчатую с открытой душой и от всего сердца.

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Последние новости