Обзор: «Электронная музыка в СССР: от «Ну, погоди!» до трип-хопа (Артемьев, Зацепин, Zodiaс и другие)»
2025, «Спасибо, послушаю».
В отличие от полностью заимствованных регги, диско или метала, электронная музыка в Советском Союзе прошла естественный путь развития – в том числе и потому, что СССР сам производил синтезаторы и другие электромузыкальные инструменты. Ведущий «Спасибо, послушаю» Андрей Васильев в новом выпуске проследил эту эволюцию с 1956-го по 1991 год. «Венцом эволюции» внезапно оказалась группа «Стук бамбука в XI часов», которая ещё в начале 90-х экспериментировала с трип-хопом, но тут проблема не в музыкантах, а в стране, которая как раз в это время распалась.
Опыты с электронной музыкой в Советской России начались ещё в двадцатые годы (Лев Термен, Александр Мосолов), потом Сталин всё это приподзакрыл, а Хрущёв в 50-е приподоткрыл. Ансамбль электромузыкальных инструментов Вячеслава Мещерина официально работал при Гостелерадио СССР, озвучивая множество саундтреков – например, в деревенской серии «Ну, погоди!» Волк гоняется за курицами на колхозной птицеферме под мещеринскую мелодию «На колхозной птицеферме». А первым электронным поп-шлягером можно признать «Песенку шофёра», которую в «Голубом огоньке» исполнил Олег Анофриев под аккомпанемент ансамбля ЭМИ.
Изобретение Евгением Мурзиным синтезатора АНС (что расшифровывается как «Александр Николаевич Скрябин») могло дать мощный толчок развитию электронной музыки в СССР, однако играть на этом инструменте было чертовски сложно – там даже клавиш не было. Тем не менее именно на АНС был записан выпущенный фирмой «Мелодия» альбом «Музыкальное приношение», в котором приняли участие Альфред Шнитке, София Губайдулина, Эдисон Денисов, Эдуард Артемьев и др. Потом большинство этих композиторов вернулись к академическому авангарду, а вот Артемьев погрузился в мир электронных саундтреков. В 1972 году он записал (тоже на АНС) саундтрек к «Солярису» Андрея Тарковского, который просил у него «музыку, не похожую ни на что в мире». Ну а появление клавишных синтезаторов позволило Артемьеву, Александру Зацепину и Юрию Чернавскому проложить мостик между эстрадой и электроникой.
Важную роль сыграла и латвийская группа Zodiac. По мнению Андрея Васильева, латыши не были новаторами, но грамотно подражали Жану-Мишелю Жарру и Дидье Маруани, - благодаря чему электронная музыка стала доступной, понятной массой и коммерчески привлекательной.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»