Обзор: «Барды в СССР: предвестники русского рока, или почему Высоцкий - не бард»
2025, «Спасибо, послушаю».
Предыдущий выпуск «Спасибо, послушаю» был посвящён певицы Мадонне, а этот – советским бардам. Мне очень нравится подобный разброс, ибо культурный человек должен интересоваться разными темами. А узкий специалист, досконально знающий, например, все альбомы Дэвида Тибета, подобен, как сказал классик, флюсу.
Бардовская музыка – далеко не самая актуальная тема, но ведущий «Спасибо, послушаю» Андрей Васильев придумал, как к ней подступиться. Во-первых, он рассказал историю зарождения и расцвета жанра, так что далёкие от авторской песни юзеры получат исчерпывающую информацию. Краткий курс «Бардовская музыка для чайников» уложился буквально в 10-15 минут. Во-вторых, Андрей провёл и аналитическую работу, объяснив, почему популярность жанра не имеет шансов возродиться. Кроме того, из выпуска вы узнаете, можно ли считать бардами Александра Вертинского и Владимира Высоцкого, была ли авторская песня музыкой протеста и когда было написано предположительно первое произведение жанра – «Бригантина».
По мнению Васильева, бардовская музыка (авторская песня, КСП) – чисто советский культурный феномен, неотделимый от своей эпохи, 60-х годов прошлого века. Когда страна немного отдышалась от революций и войн, студенческая интеллигенция в качестве хобби занялась творчеством под гитару, и это как-то совпало с модой на турпоходы. Можно считать путешествия с рюкзаками видом тихого протеста, но это скорее был эскапизм. В авторской песне тоже не было упора на социальщину, там скорее воспевалась романтика повседневности – дружба, природа, костры… КСП – это была параллельная культура, а никак не перпендикулярная официальной, и государство спокойно взирало на гитарную самодеятельность. Прикрыли клубы самодеятельной песни только после единственного концерта Александра Галича, чей политизированный репертуар напугал надзорные органы. Впрочем, к тому времени интерес к бардовской музыке уже пошёл на спад. Кончились 60-е, улетучилась оттепельная романтика, вчерашние студенты вернулись из походов занялись карьерой, а авторская песня вернулась в свою маленькую субкультурку.
Конечно, есть искушение называть бардом любого человека, поющего под гитару, но Андрей Васильев отказывает в этом звании и Высоцкому, и русским рокерам, и «пост-бардам». Авторская песня – она из своей эпози, она про друзей и для друзей, а когда тебя слушают миллионы и ты ориентирован на успех, это уже точно другой жанр. В выпуске, кстати, много музыкальных фрагментов, так что утверждения ведущего не остаются голословными.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»