СБОРНИК «КИНОПРОБЫ. TRIBUTE ВИКТОР ЦОЙ»
Релиз альбома состоялся в середине октября.
Что такое группа «Кино» и Виктор Цой? Для тинейджеров, что тусуются у Стены, – икона, для тех, кому больше 25 и меньше 40, – яркое явление советской рок-музыки конца 80-х, периода ее выхода из подполья и появления на телеэкране и кассетах, заслушанных до такого состояния, что сейчас в хорошую аппаратуру вставить неприлично. На волне «цоемании» некоторые мои друзья переписали себе все альбомы «Кино» и… очень скоро стерли больше половины. Потому что при ближайшем рассмотрении оказалось, что далеко не все, написанное Виктором Цоем, - хорошо, а тем более гениально. Он был, да простят меня фанаты, интересным поэтом, но весьма посредственным композитором: на большинство песен мелодия пришлась одна, а если учесть, что украшать витиеватым аранжировками все это дело в 80-е мало кто умел… К тому же у Цоя была своеобразная манера пения: тревожная, нервная, «пафосная» - так что практически весь его репертуар был (или казался) очень проблемным и серьезным и как нельзя лучше вписывался в уникальное понятие «соцрок», которое с развалом СССР и наступлением рыночных отношений пришло к логическому концу. Разве что Юрий Шевчук еще держит потрепанное его знамя.
И вот, казалось бы, что с таким безнадежным материалом можно было сотворить: легенду не разрушишь, Цоя не скопируешь, тексты не поменяешь? А получилось следующее: в руках очень разных музыкантов песни Виктора Цоя освободились наконец от его харизмы и стали просто песнями, поднявшись на иной уровень восприятия. Так что слушать «Кинопробы» – почти сплошное удовольствие. Скажем честно, некоторые участники трибьюта явно не напрягались. «Мумий Тролль» скопировал «Восьмиклассницу» почти «в ноль», сделав из нее вторую серию своей «Девочки», «Чичерина» просто проорала «Прохожего», «Наив» давно имел дело с «Мамой-Анархией». Именно эти песни были для «Кино» необычными – слишком беззаботными, веселыми, так что «освобождать» их было не от чего. Поэтому версия легкомысленных «Алюминиевых огурцов» «Пикника» в восточных тонах порадовала гораздо больше. Zdob Si Zdub устроили из «Видели ночь» цыганский карнавал, «Смысловые галлюцинации» ушли от первоисточника недалеко, но аранжировка хороша. То же у Рикошета: вокал никакой, но регги из «Камчатки» чудный. «Мультфильмы» высоким тембром вокала Егора Тимофеева превратили «Это не любовь» в светлую балладу. «Король и шут» с таким садо-мазохистским сладострастием поют про ужасы окружающей жизни, что «пророческая» «Следи за собой» вызывает улыбку. Разница между оригинальным «Транквилизатором» и версией Tequilajazzz, как, наверное, между гашишем и экстази. «ВВ» превзошли самих себя в искусстве перевоплощения: не узнать ни их самих, ни «Солнечные дни» Цоя. А вот кто удивил, так это enfante terrible питерского рока Вячеслав Петкун: мало того, что песню взял никому неизвестную (даже смахивает на мистификацию), так еще и оказался по голосу и настроению точной копией лидера «Кино». БекХану впору идти топиться, а «киноманам» - приглядеться к ныне живущим.
Екатерина Алексеева
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia