CHIRON – «EVE»
Диск предоставлен компанией «Мистерия звука».
Релиз состоялся в январе.
Довольно редкий, почти небывалый случай: диск иностранной группы издается в России не потому, что у нас любят эту команду - эту иностранную группу у нас знать не знают. Альбом же издан единственно потому, что в записи ансамбля Chiron приняли участие Лева и Шура из «Би-2». И рассчитана пластинка главным образом на поклонников(ниц) томного пения Левы, который, вернувшись в Россию из Австралии, вдруг стал здесь рок-звездой. Самая заметная надпись на обложке – «Англоязычный проект группы «Би-2». Строго говоря, это не совсем так: альбом записывался в Мельбурне 1997-98 годах, когда «Би-2» еще не было. Но без упоминания этого популярного бренда выпускать пластинку вообще смысла не имело. Не забыты поклонники(ницы), у которых нелады с английским: повертев в руках диск, они узнают, как правильно произносить название группы – «Кайрон».
Закоренелым фанаткам, готовым продать душу за истертый газетный листок с фотографией Левы, в принципе наплевать на отсутствие его голоса на этом альбоме. Их согреет даже скромный факт, что он в трех песнях наиграл на гитаре. Прочих же, которые числят себя не столько поклонниками «Би-2», сколько поклонниками музыки «Би-2», хочется предупредить: пластинка «Eve» с русским роком ничего общего не имеет и предназначена скорее для любителей депрессивных ритмов. «Вместо» бодрого Левы с его фирменными придыханиями здесь поет некто Майкл Алиани – мрачно и безо всяких придыханий. Он, как и басист Дино Молинаро, явно никогда не слышал групп «ДДТ» и «Алиса», зато внимательно знакомился с замогильными балладами Joy Division и Cure. Альбом «Кайрона» - 70 минут довольно однообразного пост-панка, уходящий корнями то в готику, то в неоромантизм. Большинство песен вызовут у искушенного в этих стилях слушателя образы Яна Кертиса и Роберта Смита, но есть и «облегченные» варианты, напоминающие Depeche Mode и A-Ha. Все профессионально сыграно и отменно записано. Два трека - «Ascent» и «Night In Cairo» - можно раскрутить даже в России. Тут бы и написать, что «Eve» - хорошая аудиоработа. Но что-то смущает.
Да, альбом неплох, но почему австралийцы ждали до 1997 года, чтобы записать музыку, которую Кертис делал почти за 20 лет до этого? Копируя Cure, Chiron добился того, что русский слушатель находит в его альбоме аккорды, знакомые по песням Виктора Цоя, «Наутилуса Помпилиуса» и «Смысловых галлюцинаций». Получается, до наших рокеров неоромантические тенденции дошли раньше, чем до соотечественников Ника Кейва, Майкла Хатченса и мишки коала. Курьез, да и только. Неудивительно, что мы ничего не слышали о взаимоотношениях «Кайрона» с зарубежными хит-парадами. За границей ведь не знают о величии группы «Би-2» и не торопятся раскупать пластинку ее «англоязычного проекта».
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia