«ВОПЛИ ВИДОПЛЯСОВА» - «МАМАЙ»
Сколько уже лет «Вопли Видоплясова» будоражат атмосферу российского шоу-бизнеса. Всеобщее внимание к ним привлекают не только нечасто выходящие диски, но и некоторые моменты биографии. То коллектив ни с того ни с сего «сбегает» во Францию, то по жадности устраивает скандалы со звукозаписывающими фирмами, то нарывается на проблемы с украинскими властями. Однако, судя по всему, любят «В.В.» не только за это, но и за раздолбайское веселье, замешанное на заигрывании со звучными украинскими словами и черном юморе. Правда, шуточки приелись, бесшабашность удивлять и радовать перестала, а ничего нового музыканты пока не предложили. Имидж команды все тот же - они свои в доску как для украинских, так и для российских почитателей панк-рока. В музыке все так же ощущается заметное влияние рок-н-ролла и этники, но присущая прежним творениям «В.В.» колоритность начала исчезать.
На этот раз первая ласточка «украинского рок-вторжения» решила заманить слушателей синглом «Мамай». На диске - пять песен: «Зоряна осiнь», «Велика сила», «Мамай», «Пачка цигарок» и «Сонячнi днi». В противовес «Весне», «Зоряна осiнь» не заводит слушателя: в ней меньше драйва и энергии, зато больше мелодичности. Правда, мелодия «Осiни» не особенно запоминающаяся, но по сравнению со следующей композицией «Велика сила», которая вообще напоминает западные коммерческие проекты, она кажется даже оригинальной. Поток безликих интонаций и оборотов прекращает «Мамай», занимающий на сингле центральное место. Баллада о Мамае написана скорее в духе лирических народных песен, чем в славных традициях рок-музыки. Любопытно звучит на украинском языке песня Виктора Цоя «Пачка сигарет». В смягченном варианте с фоновыми подпевками композиция звучит гораздо более попсово, чем оригинал. Не напоминает о легендарном рокере и голос Олега Скрипки, совершенно не способный создать настроение мрачной сосредоточенности. Последняя песня по настрою и по тематике возвращает к началу, что заставляет задуматься: не рассчитывают ли авторы проекта на то, что сингл будут крутить без передышки?
Все композиции (включая перепевки) аранжированы в одном ключе: много электроники, звенящей в ушах, заунывных саундов и монотонных проигрышей. Даже «живые» инструменты и голоса не спасают ситуацию, поскольку тщательно сведены и сливаются с общим звуковым потоком.
Оформление диска заслуживает внимания: на вкладыше в разных вариациях предстают участники группы в свободных одеждах. Название каждой песни, помимо того что дублируется на английском языке, еще и сопровождается загадочными символами. Что на этот раз хотели сказать музыканты - пока не ясно, видимо, остается ждать полноценного альбома.
Наталья Светлакова, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia